Юрий БОНДАРЕНКО: «Проблемы этики в наших учебных заведениях далеко не сводятся лишь к хиджабам»

«Я убежден, что глубокая вера не нуждается в вызывающей демонстративности»
28 октября 2012, 10:34 |  Общество

Что можно увидеть сквозь дыры в плаще философа, особенно если этот плащ одет на голое тело? Не буду спешить с подсказкой ответа. Только замечу, что этот, странный, вроде бы, вопрос навеян бурей, поднятой вокруг спора о допустимости ношения хиджабов в школе.

Начну с того, что по природе своей я – либерал и, вообще, волею непонятно каких сил, мягко говоря, не стандартен. Даже в настольный теннис и то постоянно играл только левой, да еще азиатской хваткой. А уж школьную форму ни в какие годы и подавно не носил. Да и к галстукам (не считая пионерского) никогда особой приверженности не имел. Иными словами я – за полнейшую свободу верований, убеждений и пристрастий к одежде. Но… до тех пор, пока такая свобода не превращается в искусственно создаваемые барьеры для разделения людей.

Нет, я не за жесткие дресс-коды, когда речь заходит о школах и особенно вузах. Но почему-то никто (по крайней мере, пока) не будет возражать, если в вуз не пропустят даму в бикини или топлесс. И дело не просто в абстрактном приличии: попробуйте вещать о глубинах философии или высшей математике, если вместо пиджака вас, как таитянина или Тимоти, покрывает татуировка, либо вместо платья на вас лишь изысканное французское белье. В подобных ситуациях самые нужные знания останутся невостребованными из-за отвлечения внимания.

Но ведь совершенно то же самое может происходить, когда речь идет о подчеркнуто религиозных аксессуарах. Они тоже способны отвлекать и разделять, рождая ненужные конфликты и неуместное возбуждение там, где требуется сосредоточенность на деле. Лично меня девичьи платочки в вузе никогда не раздражали, тем более, что, как правило, они были на умных головах. Но если, идя  в храм Божий, хорошо быть уместно одетым, то почему при этом мы должны пренебрегать храмом науки или школой и одеваться намеренно вызывающе?

Но при чем тут плащ философа, можете спросить вы. Думаю, что очень даже причем. Древние писали, что некогда к одному скромного вида знаменитому философу пришел другой, обучавшийся у него. Пришел в дырявом плаще и стал вертеться перед учителем, чтобы продемонстрировать свое презрение к роскоши и заезженной обыденной морали. И что же ответил на это учитель? «Я вижу, как сквозь дыры в твоем плаще проглядывает тщеславие». 

Вполне понятно, что дело здесь не в самих дырах, а в их демонстрационности. Убежден, что глубокая вера, будь то вера не только в Бога и Божьи установления, но и вера в нечто сугубо земное, не нуждается в вызывающей демонстративности. Ведь чем больше мы сосредотачиваемся на том внешнем, которое выделяет нас из массы других, тем меньше остается времени и сил для внутренней духовной работы. Что же касается уставов, правил поведения в вузах и школах, то они не должны быть чрезмерно жесткими, но и без стержня нельзя.

Поэтому повторюсь: учебные заведения имеют полное право жестко ограничивать все, что искусственно разделяет и отвлекает внимание… И только ли это? Ведь проблемы этики и эстетики в наших учебных заведениях далеко не сводятся лишь к хиджабам. Но это уже – иная тема.