Эксперимент по обучению на английском языке в Костанайской области планируют начать в 2017 году
Лика НОВИКОВА
Об этом сегодня, 1 июня, на брифинге в областном пресс-клубе сообщила руководитель управления образования Батима ДАУМОВА.
С 2016 года в рамках внедрения трехъязычного образования прошли 9-месячные курсы для учителей физики, химии, биологии и информатики.
- По городам проблем с внедрением английского языка, думаю, не будет, - отметила Даумова. - А вот в малокомплектных школах это будет сделать тяжелее. Мы знаем, что в селах нет такого количества специалистов и учеников, чтобы создать экспериментальный класс. В этом году мы приложим максимум усилий по внедрению эксперимента с английским языком в городских школах.
В рамках эксперимента планируется создать классы с преподаванием вышеуказанных предметов на английском языке. В каждом классе будет не более 15 учеников.
- Для участия обязательно согласие родителей, - пояснила Даумова. - Мы сейчас делаем запросы, изучаем. Мы должны понять, готовы ли наши учителя к работе на английском, чтобы в 2019 году безболезненно перейти на новую систему.
Первыми курсы прошли учителя городских школ, летом будут обучаться сельские педагоги. Всего планируется обучить 609 учителей. Однако желающих принять участие в эксперименте пока нет даже в городских школах. Но многие школы хотят начать внедрение английского языка за счет вариативной части - занятий в кружках шахмат и робототехники.
- Те же ФМЛ, гимназия, лицеи № 1 и № 2 дают хорошие знания, не хуже Назарбаев интеллектуальной школы, - отметила руководитель управления образования. - Но в чем плюс НИШ - ряд предметов преподается на английском языке. Эта методика для нас пока непосильна, вот к этому мы идем.
Корреспонденты «НГ» поинтересовались, эффективны ли курсы для преподавателей, которые не изучали иностранные языки.
- Для этого и нужен эксперимент - чтобы учителя поняли, насколько они готовы, - ответила Даумова. - Кто-то будет термины учить на английском, кто-то все занятия будет проводить.
На вопрос о том, не пострадают ли от эксперимента знания учеников, Даумова заверила, что такой вариант исключенн. Во-первых, будут созданы малочисленные группы. Во-вторых, в любой момент ученики смогут перейти в обычный класс.
Учебники для экспериментальных 7-го и 8-го классов уже есть и будут выделяться бесплатно. Одним из первых обучение на английском в Казахстане начали казахско-турецкие лицеи, их учебники и будут использоваться.
Как сообщила Батима Даумова, в этом году в бюджет области заложено 973 млн тенге на приобретение бесплатных учебников для 2, 5, 7 классов и дополнительно для первоклассников в полном объеме.
С сентября прошлого года 12 тысяч первоклассников в школах области начали заниматься по новой программе.
- В начале учебного года переход вызвал проблемы и волнения родителей по поводу новой системы оценок, - отметила руководитель управления образования. - Сейчас мы подводим итоги, анализируем, но в целом замечу, что практически все дети успешно и с интересом осваивают новые учебные программы, их родители отмечают особое проявление интереса к окружающей среде, положительную динамику в развитии коммуникативных навыков. Дети теперь больше склоны к критическому мышлению.
Задача на следующий учебный год - перевести на обновленную программу 2-е, 5-е и 7-е классы.
В этом году школу заканчивают 4 173 учащихся 11-х классов, 113 учеников претендуют на «Алтын белгі». Всего в ЕНТ планируют принять участие 60% выпускников. ЕНТ для поступающих в вузы пройдет с 20 июня по 1 июля.
- Мы должны понять, насколько дети могут писать эссе, насколько они готовы к контрольным работам, и проверить их уровень знаний, - подчеркнула Даумова. - Лично для меня интересно, какие профильные предметы ученики выбирают, на какие специальности поступают.
Каждый участник ЕНТ сдает 3 обязательных предмета (историю Казахстана, математическую грамотность, грамотность чтения на языке обучения), а также два профильных предмета. Количество тестовых заданий: по истории Казахстана - 20, по математической грамотности - 20, по грамотности чтения - 20, по каждому профильному предмету - 30. Максимальное количество баллов – 140
- Будут введены задания на критическое мышление, - сообщила Даумова. - И сказать, что выпускники спишут друг у друга или смогут получить ответ от учителя, не получится. Ребёнок должен будет самостоятельно выполнить задание.
Затронули на брифинге и вопросы дошкольного образования. На сегодня в области ждут очереди в детский сад более 5 000 детей в возрасте от 3 до 6 лет. Для открытия большего частных детсадов, кроме программы государственно-частного партнерства, планируется изменить СанПиНы - теперь не обязательно будет размещать игровую, спальню и столовую в разных комнатах.
- В Японии все детские сады - частные, в группе обычно от 6-10 детей, которые размещаются в одной большой комнате, - пояснила спикер. - Она часто служит и игровой, и столовой, и спальней. Здесь главное - уделять внимание развитию. Конечно, мы не собираемся придерживаться конкретно этого подхода.
По-прежнему острая проблема - нехватка специалистов дошкольного образования. В рамках госзаказа выделяются 50 бюджетных мест на заочное обучение по получению специального дошкольного образования для воспитателей и педагогов.
Последние новости