Юрий БОНДАРЕНКО: Кого называть патриотом?

26 января 2025, 09:00 |  Мнения

В последние годы я часто встречаюсь со студентами и в колледжах, и в вузах, и в библиотеках. Спасибо организаторам, потому что любая встреча - это радость общения и маленьких открытий для себя самого, а подчас и то, что озадачивает. И всерьез. И это притом, что та молодежь, с которой мне доводится встречаться, сама по себе ничуть не уступает нам, когда мы были молодыми. Может, мне просто везло, но я тут совершенно не кривлю душой.

А вот те источники, откуда молодых загружают знаниями и, увы, псевдознаниями либо ошметками информации, все чаще напрягают. Казалось бы, что проще определения патриота? Но вот один тех, у кого достойно развита речь, да и видно, что думающий, говорит для примера: «Гитлер был патриотом. Он повел за собой народ. Думал о своем народе. Поднял экономику Германии». Есть и другие, кто рассуждает так же, правда, добавляя, что другим-то народам было плохо. А так бы все ничего.

И ведь не сами же это выдумали. Значит, им так говорили или в Интернете встретили нечто подобное.

Но может ли быть хорошо тому народу, «вожди» которого пытаются поднять свой народ за счет других? Нацизм и гитлеризм были безнравственны и бесчеловечны не только по отношению к чужим. К евреям, русским и иным. Но в конечном счете нацизм оказался враждебным и по отношению к самим немцам, обрекая их на бесчисленные страдания. В годы мировой целые города рейха англо-американская авиация превращала в пыль. А каковы были бедствия беженцев и толп, мечущихся вместе с остатками вермахта на германских дорогах и в самом Берлине. До сих пор у меня перед глазами картина из воспоминаний одного американского солдата, который в дни радостной встречи союзников на Эльбе видел груду тел, среди которых - девочки лет пяти, одной рукой державшаяся за куклу, а другой ухватившаяся за погибшую маму.

Известно и то, какие испытания выдержали при переселении в Казахстан немцы Поволжья.

Куда менее известны страдания трех миллионов судетских немцев, жестко депортированных с земель на которых их предки проживали веками. Вроде и расстояния были небольшими, но, если верить Интернету, при этом погибли тысячи, а ограблению и унижениям подверглись десятки тысяч.

Так можно ли говорить как о патриотах о тех, кто обрекает свои собственные народы на подобные страдания, путая любовь к родине с шовинизмом, направленным на противопоставление своих чужим? Такое противопоставление, при котором по отношению к чужим можно быть бесчеловечным и творить любую несправедливость...

Тем более что сегодня прошло время безнаказанных лихих набегов на соседей, рейдов викингов и казачьих «походов за зипунами». И не потому, что мы теперь умнее и лучше. В годы массовых психозов и вооруженных конфликтов многие люди оказываются не более гуманными, чем наши предки из средневековья. Просто мир стал теснее. И рассчитывать на то, что не будет самых разнообразных и изощренных ответных ударов, все труднее. А значит, и все меньше оснований поигрывать словом «патриот» у тех, кто в перспективе создает проблемы не только для чужих, но и для собственного народа. Гитлеризм же - это в принципе вообще табу, тот тупик, в который нельзя заходить ни под каким предлогом.

Но откуда же тогда подобные, да и иные суждения у совсем неглупой молодежи? Вопрос непростой.

Полагаю, что одна из причин - в нашем образовании. Вдумайтесь: не одни лишь школьники, а на протяжении десятилетий и студенты, но и педагоги, и госслужащие захватываются водоворотом своеобразных «тестизаций». Все больше изматывающих норм контроля и все меньше места для души и живой мысли.

Вот и получается: с одной стороны, уже и гитлеризм может видеться в фальшивом свете, а с другой - и свои достойные авторы в лучшем случае знакомы по именам. Абая еще могут назвать великим. Но… не притрагиваясь к тому, что его тревожило и о чем он писал.

Этикеточная образованность. Когда бегло знакомимся с этикетками, обретая мнимую образованность и даже не представляя, что там - за этим миром наклеек.