Тулеухан ИСКАКОВ: Формула языка

16 сентября 2023, 09:45 |  Мнения

Одной из главных проблем, препятствующих нашему общественному объединению, является проблема языка. Мне представляется, что властям выгодно будоражить эту тему, обостряя противоречия, связанные с применением русского и казахского языков в Казахстане. Эти противоречия, как ничто другое, расширяют пропасть между казахами и русскими, способствуя дальнейшему межнациональному расколу, но никак не объединению. Почему? Потому, что для того, чтобы изучить язык (любой язык) нужно приложить громаднейшие усилия! Но самое главное - для изучения языка нужно время!... Время, которого у нас сегодня нет….

Пока мы ведем бестолковые споры ни о чем, другие страны работают над тем, чтобы улучшить свою инвестиционную привлекательность

Говорю так, потому, что я уже около пяти лет изучаю японский язык… Мне потребовалось около двух лет, только для того, чтобы более-менее понять японский алфавит, состоящий из трех разных алфавитов, которые одновременно используются на письме (Hiragana, Katakana и Kanji). Я пока одолел только два алфавита и несколько десятков Kanji (иероглифов) + грамматику, позволившие мне начать читать, понимать и немного говорить на японском языке … Скажу честно, это трудно! Это требует много времени, терпения, настойчивости, если хотите преданности своей цели…. И это при том, что у меня, помимо технического и экономического, есть лингвистическое образование (я хорошо говорю на английском, французском, казахском, русском языках).

Выучить язык, тем более язык, который не является техническим (производственным) языком, это труднейшая задача. Население это вряд ли выдержит ...

Ремарка! Под производственным языком я подразумеваю язык, который используется суверенным государством для создания (формирования) проектной технической документации, спецификаций, нормативов, технических и технологических стандартов, лежащих в основе производственных технологий и научно-исследовательских разработок, к которым привязаны общенациональные программы обучения в рамках системы среднего, специально-технического, высшего образования.

Иными словами, язык суверенного государства необходим для интерактивного общения (взаимодействия) всех (именно всех!!!) групп населения, вовлеченных в процесс производства товарной потребительской продукции, необходимой для выживания всего населения этого суверенного государства.

Если в этой технологической цепочке, состоящей (условно) из трех важнейших компонентов, а именно: образование + научно-техническая специализация (разработка собственных производственных технологий) + производство самих технологий (наличие машиностроительных отраслей), отсутствует хотя бы один компонент, тогда язык теряет свою целостность, привлекательность и, самое главное, свою необходимость.

У нас, согласно указанной схеме, отсутствуют два важнейших компонента: научно-техническая специализация и технологическая база для производства самих технологий.

Для понимания сказанного давайте пойдем от обратного! Если мы не производим своей товарной продукции (мы ее импортируем, то есть, обмениваем необходимые нам потребительские товары на сырье, а не на результаты своего интеллектуального коллективного труда), значит, нам нет необходимости создавать свои технологии и соответственно, инвестировать в научно-исследовательские лаборатории (в свои технические национальные кадры)! Если у нас нет своих производственных технологий, значит, нам нет необходимости вкладываться в национальное образование (образование на казахском языке)!

Иными словами, если наше национальное образование не привязано напрямую к созданию своих производственных технологий через сеть национальных научно-исследовательских центров и лабораторий (на Западе и в Японии они финансируются частными технологическими и транснациональными корпорациями, которых у нас тоже нет), тогда автоматически теряется интерес к национальному образованию.

Теперь, о другом важнейшем компоненте в данной языковой формуле! О времени, которого у нас тоже нет!

Для меня лично языковый вопрос в Казахстане упирается в следующий фундаментальный вопрос: поможет ли всеобщая казахизация на данном историческом этапе совершить нашему обществу экономический прорыв и предоставить всем казахстанцам рабочие места?

Нет, сам по себе переход на казахский язык, без своих национальных технологий, разработанных в национальных научно-исследовательских лабораториях национальными казахскими кадрами, получившими образование на казахском языке в наших казахских школах, не позволит нам сделать экономический прорыв. У нас просто нет своих технологий, следовательно, мы сегодня не в состоянии положительно ответить (ни на казахском, ни на русском языке) на фундаментальный вопрос экономической теории “Что, Как и для Кого произвести?”!!!

Мы должны сначала заполучить производственные технологии (у передовых государств), создав все необходимые условия для их привлечения, включая через принятие (временное принятие) их языка, производственной культуры, и соответственно, их технических и технологических стандартов вместе с системой образования, правовыми институтами, правами и свободами, институтами рыночного регулирования и многими многими другими вещами….

Этим путем пошли немцы и японцы после второй мировой войны, отодвинувшие на второй план свои национальные амбиции (культуру и язык) ради своего технического и технологического возрождения, приняв и глубоко интегрировавшись в американскую институционально-правовую систему.

Мы должны искать кооперации и интеграции в другую, более развитую систему управления государством для того, чтобы получить производственные навыки, которые позволят нам в будущем создавать свои собственные технологии (на базе существующих, привлеченных западных или японских технологий) через развитие своих национальных научно-исследовательских центров и лабораторий.

Нам нужно определиться с приоритетами! И главным приоритетом, с моей точки зрения, является формирование институционально-правового поля, совместимого с правовыми, промышленными, научно-исследовательскими, финансовыми, коммерческими структурами промышленно-развитых стран Запада и Японии. Ставка только на казахский язык или только на русский язык, как и споры о приоритетности казахского или русского языка – это споры ни о чем! Это пустая трата времени! Нам, прежде всего, казахам и русским Казахстана, нужно договариваться между собой на другой – институционально-правовой (процедурной) основе, которая позволит нам выстроить указанные институты, обеспечивающие привлечение передовых производственных технологий. … Нам сегодня позарез нужны рабочие места, которые обеспечат нас и наши семьи стабильной работой на десятилетия вперед.

В мире сегодня идет жесточайшая борьба за технологии (за производственные рынки, за увеличение доли производства в системе международного разделения труда) между суверенными государствами, и пока мы ведем бестолковые споры ни о чем, другие страны работают над тем, чтобы улучшить свою инвестиционную привлекательность.

Недавно мне позвонил мой старый приятель, работающий в МИДе, и рассказал о том, что к ним обратились японцы из Toyota Corporation с предложением наладить в Казахстане производство японских автомобилей. Такое же предложение они сделали и правительству Узбекистана… Принимая во внимание ситуацию в России, откуда японцы убежали из-за авантюрной политики Кремля, и ситуацию в Казахстане, где процветает коррупция, а население готово вцепиться друг другу в горло, в том числе и из-за языковых противоречий, японцы, скорее всего уйдут в Узбекистан….

Нам же останется только менять каждый год бордюры и асфальт на наших улицах, и продолжать срач в ФБ на тему, кто из нас круче и более цивилизованней, русские или казахи….

Автор живет в Алматы

Публикуется с согласия автора

Статья опубликована в блоге Тулеухан Искаков в Facebook