Родители семиклассников раскритиковали новый учебник по русскому языку

31 августа 2017, 12:05 |  Общество

Влияет ли ландшафт на характер и как защитить бездомных? Вопросы из учебника русского языка всё чаще заставляют родителей удивляться, пишет informburo.kz.

Очередное учебное пособие обсуждают в социальных сетях родители школьников. На этот раз под раздачу попал учебник русского языка для 7 класса автора Сабитовой. Пользователь Жанетта Бегахметова опубликовала в Facebook выдержки из этой книги, предупредив, что от чтения учебника у неё "волосы дыбом".

"Я не знаю, что она (автор учебника. – Авт.) курит или нюхает, но то, что она пишет, вызывает, как минимум, недоумение. Один из странных вопросов звучит так: "Знаете ли вы примеры, когда всего один пост "взорвал" соцсети и сделал пользователя "звездой"?" Вот думаю, как такой вопрос может помочь изучению русского языка? Вы знаете визитную карточку баурсака?! Никогда не думала, что у хлеба может быть своя визитная карточка, до чего дошёл прогресс, как говорится, и это очень актуально в изучении русского языка", – пишет Жанетта Бегахметова.

По её мнению, автор учебника много внимания уделяет темам, которые относятся не к русскому языку, а к другим школьным предметам. Автор поста недоумевает, зачем детям в учебнике русского языка рассказывать, например, о генетически модифицированных продуктах или о влиянии климата на национальный характер человека. Неоправданно большое внимание в пособии уделяется и социальным сетям и компьютерной терминологии, считает родительница.

"Я так понимаю, у автора учебника особенные отношения с соцсетями. Видимо, научилась пользоваться только недавно и решила дать мастер-класс семиклассникам. Только вот не пойму, причём тут русский язык? Далее в учебнике описываются погодные условия Казахстана, вулканы, ландшафты. Непонятно – с какой целью? Вроде это не учебник географии. Кроме того даются пояснения, что такое ГМО, трансгены с попутным разъяснением ДНК. Также в учебнике русского языка даются пояснения по решению проблем соцзащиты бездомных. Ну да, тема-то актуальная, но вроде это не учебник социологии", – недоумевает Жанетта Бегахметова.

Другие пользователи активно поддержали этот пост комментариями. Большинство согласились с тем, что современные учебники порой грешат странностями.

"А правила-то там есть, в этом шедевральном учебнике?" – поинтересовалась Мария Густокашина.

"Подготовка и воспитание инстаграмных няшек-идиотов теперь и на уровне средних учебных заведений", – заметил Алмат Конабаев.

А по мнению пользователя Султана Сахариева, учебник, который так возмутил родителей, имеет право на жизнь.

"Язык меняется. Все описанные Вами слова и выражения давно вошли в русский язык и нашу с Вами речь. А с тем смешением публицистики с научно-популярной литературой и научными трудами, какое мы имеем сейчас, мультидисциплинарные учебники – это только плюс", – написал он.

Сама же автор поста тоже выразила надежду, что составитель учебника хотела расширить кругозор детей и их креативное мышление.

"Если честно, я не знаю, кто такая Сабитова. Я надеюсь, что она как минимум кандидат филологических наук, что у неё за плечами огромный багаж знаний в области филологии, русского языка… Только вот незадача: я не хочу, чтобы мой ребёнок изучал русский язык в таком формате", – резюмировала Жанетта Бегахметова.

Такое же возмущение вызвали недавно обновленные учебники русского языка для пятых классов. Родители посчитали нынешнюю программу "издевательством над детьми".

"Учебник русского языка состоит из двух частей. Его авторы: Клокова, Белозёрова, Ибраева, Сулейменова, Муханбеткалиев, Касымова и Опря. Когда я решила посмотреть, какие задания нам приготовили в новом учебном году, то меня повергло в шок содержание учебника. Прочитав темы "Сетевой этикет", "Транспорт мечты", "Реклама автомобиля" и прочие, я не сразу поняла, что это книга по русскому языку", – рассказала мама одного из пятиклассников.

Особенно их привели в шок фразы: "пиарить подкаст через соцсети", "лайкать в соцсетях", "эмотиконы".

В МОН РК ответили на критику родителей, заявив, что новый учебник русского языка не был основным.

"Вышедший недавно учебник является альтернативным, а не основным. Его пока ещё не завезли в школы, но это полноценное качественное учебное пособие. Авторов интернет-публикации почему-то возмутил раздел "Сетевой этикет" с такими фразами, как "пиарить подкаст" или "лайкать в соцсетях". Гульмира Кожамкулова, один из разработчиков пособия, считает: знание разговорной лексики и умение отличать её от официальной – навыки, необходимые современному человеку", – говорится в сообщении министерства.

Автор учебника пояснила, что обновлённое содержание будет способствовать развитию грамотности и критического мышления у учеников. При этом слова "эмотикон", "подкаст" или "пиарить", которые так возмутили родителей, давно применяются при общении школьников, а также в средствах массовой информации.

"Польза подобных заданий очевидна: школьники учатся отличать язык официального общения от разговорной или общеупотребительной лексики. В учебнике подробно объясняется, какие выражения нельзя использовать в официальной речи и почему. Таким образом, пособие помогает школьникам формировать грамотную устную и письменную речь, учит распознавать лексические единицы разных уровней и стилей", – уверена один из разработчиков учебника.

В новом учебном году книги с обновлённым содержанием получили ученики вторых, пятых и седьмых классов.

В ноябре 2016 года приказом министра образования Ерлана Сагадиева была изменена типовая учебная программа по русскому языку и литературе в с 5 по 9 класс. Как рассказала кандидат педагогических наук, профессор Зубаржат Боранбаева, программа была не дополнена, а в корне пересмотрена, соответственно, под неё будут переписаны все существующие учебники, и здесь есть чего опасаться.

Переход на обновлённое содержание будет осуществляться поэтапно:

2017-2018 годы – 2, 5, 7 классы;

2018-2019 годы – 3, 6, 8, 10 классы;

2019-2020 годы – 4, 9, 11 классы.

По информации МОН РК, все казахстанские общеобразовательные школы необходимо подтягивать до уровня Назарбаев интеллектуальных школ. Соответственно, в разработке новых учебных программ приняли участие специалисты АОО "НИШ", были привлечены учителя Назарбаев интеллектуальных школ, а также учителя общеобразовательных школ и научные сотрудники Национальной академии образования имени Алтынсарина.