Евгений ШИБАРШИН: Возвращение в СССР
Министерство культуры РК опубликовало проект Концепции культурной политики. Казахский научно-исследовательский институт культуры сразу же провел по этому поводу «круглый стол». Его участники отметили: вопреки стереотипу о культуре, как об отрасли досуга и развлечений, она «прежде всего мощный инструмент формирования национальной идеологии, духовного развития и позиционирования страны в мировом пространстве».
Заместитель генерального директора КазНИИ культуры Андрей ХАЗБУЛАТОВ высказался более определенно:
- Стратегической доминантой новой культурной политики является выдвинутая главой государства национальная идея «Мәңгілік Ел», призванная консолидировать казахстанский народ с его богатым культурным наследием и творческим потенциалом на успешное достижение цели вхождения Республики Казахстан в число 30-ти развитых стран мира.
Культура вошла в круг научного познания еще в XVIII веке, но это явление настолько сложное, что до сих пор имеет множество толкований. Пока обществоведы спорили о дефинициях, политики научились использовать продукты фантазии в манипулировании людским сознанием. Часть духовной культуры стала создаваться в чисто идеологических целях. Разобраться, какие из духовных ценностей носят созидательный характер, какие – разрушительный, бывает непросто.
Составители Концепции об этом, видимо, не подумали, поэтому написали прямо:
- Культурная политика – это основная идеологическая платформа каждого успешного государства, формирующая главные ценностные ориентиры общества и созидательное начало личности.
Это при том, что XX век дал примеры, как некоторые государства использовали культурную политику для создания «идеологической платформы» далеко не для «формирования созидательных начал личности». В нашем случае говорится, что посредством культурной политики народ будет «консолидироваться» национальной идей «Мәңгілік Ел». Если бы все было так просто.
Идеи, конечно, играют консолидирующую роль, но они должны подкрепляться и более существенной мотивацией. Не в смысле обязательного получения вещественных богатств, а в создании условий для нормального человеческого существования. Чтобы человек не был ущемлен в своих правах, чтобы он имел возможность реализовать себя в меру своих способностей.
Но о какой «консолидации» может идти речь, когда некоторые политологи при обсуждении данной Концепции уже с осуждением говорят, что за предлагаемым там евразийским подходом в культурной политике стоит «имперский подход». И это при наличии аксиомы, что любая национальная культура быстрее развивается, если впитывает в себя лучшие образцы культуры других народов.
В целом Концепция не столько создает идеологическую платформу, сколько предлагает меры господдержки учреждениям культуры и творческим организациям. На условиях, которые напоминает советскую систему. Правда, тогда главной целью было воспитание человека коммунистического общества, сейчас – «формирование духовно-нравственных ориентиров граждан, нового казахстанского патриотизма и устойчивой системы ценностей».
Последние новости