Проект реконструкции большого моста в Костанае 4 октября обсудят в Минтранскоме РК. Что известно уже сейчас?

Очередь на большом мосту из-за «вылета» деформационных швов. Обещают, что после реконструкции их не будет

Ольга ЛИХОГРАЙ

3 октября 2012, 12:00 |  Общество

Новый мост, соединяющий ул. Тарана в Костанае с трассой на п. Затобольск, планируют возвести к осени 2013 года. Об этом «НГ» сообщили в областном департаменте Комитета автомобильных дорог министерства транспорта и коммуникаций РК. Сейчас проект моста находится на доработке. 4 октября его обсудят в Астане - на совещании в Комитете  автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций РК.

Проект реконструкции большого моста, капитальный ремонт которого в Костанае не делали более 50 лет, разрабатывает алматинское ТОО «Дорис». На это выделили 39 млн тенге из республиканского бюджета. Специалисты областного департамента автомобильных дорог надеются в ноябре защитить проект, чтобы в 2013 году можно было приступить к реконструкции. В сентябре проект был отдан на доработку.

- На мосту однозначно будет четыре полосы движения, как на улице Тарана и на трассе, ведущей на Затобольск, - пояснял «НГ» в сентябре директор областного департамента автомобильных дорог Андрей ГОРВАТ. - Опоры моста, в связи с изменением конструкции, будем уширять буронабивными сваями. Будут также предусмотрены пешеходные дорожки.

2 октября заместитель директора департамента Нурлан МОЛДАТАЕВ подтвердил: в обязательном порядке будет уширение опор моста и увеличение автомобильных полос.

- Мы уже получили АПЗ (архитектурно-планировочное задание), - отметил он. - Мост будем практически таким же, как новый мост в КЖБИ, только чуть меньше размером. Опоры будут уширять, дополнительными сваями усиливать фундамент. Все эти детали мы обсудили на научно-техническом совете с проектировщиками. Высказали свои замечания, отметили недоделки.

Существующую опору планируют уширить буронабивными сваями

По словам Молдатаева, новый мост будет красивым и качественным. Однако некоторые эксперты высказывают сомнения по поводу проекта. Один из них - постоянный пользователь сайта ng.kz, главный инженер проектов отдела «Автомобильные дороги и аэродромы» ОАО «Проекттрансстрой» (г. Москва) Андрей КАТКОВ. Сейчас он участвует в разработке проекта реконструкции автомагистрали М-9 «Балтия» Москва-Рига (пока это скоростная трасса по три полосы движения в каждую сторону). В нем предусмотрено уширение моста через реку Истра. По конструкции пролетного строения мост схож с костанайским.

- Здесь у нас тоже уширение моста на две полосы, - отмечает Катков. - Мост будет уширяться с двух сторон. Проблемы и дороговизна такой реконструкции огромны! Дело в том, что существующее пролетное строение (без нагрузки) при его сборке заранее было напряжено. Новые же пролетные строения с новыми расчетными современными нагрузками напрягаются при сборке с другими расчетными характеристиками. Одним словом, чтобы «прилепить» новое пролетное строение к старому, старое нужно полностью разобрать и собрать заново - совместно с новым. По другому, при разных расчетных проектных напряжениях в старых и новых пролетах, мост просто может разрушиться.

Береговая опора. Фото Андрея Каткова.

По мнению Каткова, на костанайском мосту может возникнуть еще одна непреодолимая проблема - если марка стали пролетов старого моста полностью устарела и балки из такой стали уже не выпускаются, то их нужно полностью менять на новые. Разносортный металл в балках моста недопустим.

Рисунок: поперечное сечение моста, проезжая часть моста над ортотропной плитой на рисунке не показана. Металлические балки пролетного строения вместе с поперечными связями представляют секцию пролетного строения.

- Московские специалисты мостостроения, с которыми я консультировался, говорят, что гораздо рациональнее и правильнее для Костаная было бы строить рядом новый мост для двух полос, - сообщил Андрей Катков. -  Уширение, которое планируют для костанайского моста, возможно только в стесненных условиях, то есть при невозможности устройства нового моста.

Однако Нурлан Молдатаев считает, что строить рядом со старым мостом новый и тратить на это государственные деньги - смысла нет.

- Мост планируем начать строить уже зимой, а осенью 2013 года сдать в эксплуатацию, - отмечает он. - Новое строение будет проходить все проверки госэкспертизы. При малейшем нарушении эксперты просто не разрешат реконструкцию моста.

Как говорится, время покажет. Но уже сейчас очевидно, что и проектировщики, и заказчики торопятся, чтобы как можно скорее выбить средства и начать реконструкцию. А спешка в этом деле, как отмечают эксперты, недопустима. По их мнению, нужно тщательно проверить существующее металлическое пролетное строение моста, так как новые расчетные нагрузки сильно отличаются от старых.