Фронтмэн группы Motor-Roller Ильяс Аутов о своих песнях, казахстанском менталитете и ого-го-людях

Ильяс Аутов: Каждый может быть гением на своем месте!

Надежда КОВАЛЬСКАЯ

28 августа 2012, 11:58 |  Культура

26 августа в Костанае состоялся традиционный фестиваль «Рок против наркотиков». Хэдлайнер фестиваля — алматинская группа Motor-Roller - выступала уже под занавес. Город накрыла темнота, и сити-центр немного опустел. Но те, кто остались, по-настоящему отжигали под звуки старого доброго рок-н-ролла.

Сырой и прохладный августовский вечер сразу стал теплее, как будто музыканты из южной столицы привезли с собой немного солнечных лучей из дома. В общем, костанайская публика и группа Motor-Roller остались довольны друг другом. Об этом и о многом другом нам рассказал лидер группы Ильяс Аутов, с которым мы встретились на следующий день после концерта — 27 августа.

- Мы вчера побывали на вашем концерте. Это было очень классно. В ваших песнях можно найти мотивы старого доброго рок-н-ролла, фанк-рока и даже рэгги. А вы сами как-то позиционируете стиль группы?

- Нет, никак абсолютно. Как у нас получается, так и пишем. Во-первых, очень интересно пробовать себя в разных направлениях. По сути, создание музыки — это лабораторная работа, скажем так. Смешиваешь ингредиенты и наблюдаешь, какие химикаты и как с другими взаимодействуют. Бывает так — написал строчку и начинаешь вязать дальше стихотворение. Сама собой музыка появляется. И на выходе получаешь то, чего совсем не ожидал. Когда ты занимаешься музыкой, это сначала тебе кажется, что ты ее папа и диктуешь все. А потом ни фига. На каком-то этапе песня сама начинает диктовать. Она тебя никуда не отпускает. Иногда я пытаюсь высвободиться из этих оков, но в таком случае песня становится неестественной. Она говорит: «Ну что ты из меня делаешь, зачем мне третья нога? Давай возвращай все назад». Приходиться ее слушать. Вот поэтому в разном стиле все и получается. А во-вторых, мы исполняли песни разных лет. Разные годы — разные мысли.

- В ваших песнях иногда ощущается некий политический подтекст, неравнодушие к стране...

- Это скорее социальный подтекст, а не политический. Опять-таки, что молчать? Все об этом знают. И про больших родственников все знают. И про то, что у нас поэт значит меньше, чем чиновник, тоже все знают. Я не открываю Америку. Я просто об этом говорю. И стараюсь делать это максимально простым языком. Музыка — это самый верный путь. А потом стыдно что-ли молчать... Понимаешь, что каждый человек может что-то сделать. Если не помочь, то хотя бы утешить, вселить надежду.

- То есть вы считаете, что посредством музыки можно хоть чуть-чуть изменить мир?

- Раньше мне хотелось изменить мир, а потом я понял, что мир меняется сам. Во-первых, он огромный. Это все равно, что к киту какая-нибудь губка прицепилась и говорит: «Я тебя остановлю!» Баррикадами не изменишь мир, революциями тоже. Только очень много бед наделаешь. Изменить человека можно, только проникнув в его душу и поговорив с ним по-человечески. И тогда плохой человек станет лучше, грустный веселее. А все остальное — насилие. Поэтому искусство — это очень ответственная вещь. То, чем сейчас занимается большинство музыкантов в кавычках - говорю про попсу - это надругательство над людьми, над людскими чувствами. Искусство должно быть светом в окошке. И мы стараемся быть не пыльным окошком.

- А что вы можете сказать о казахстанской эстраде или, как модно сейчас говорить, шоу-бизнесе?

- Ну начнем с того, что его нет. Его и не было никогда. И наверное, вряд ли будет в ближайшее время. Он может появиться, когда люди перестанут сосать нефть и перережут пуповину, связывающую с этой нефтью. Когда научатся работать и создавать что-то собственное. Когда научатся относиться по-другому к труду. Когда поменяется отношение руководителей к свои работникам. Когда оно поймет наконец, что мы не рабы его. Когда подчиненные перестанут преклоняться перед своим директорами и так далее. А пока у нас не работают в шоу-бизнесе, а рубят бабки. У нас так — сейчас денег срублю, куплю себе домик и небольшой магазинчик в цивилизованной стране, поеду и поживу как цивилизованный человек. А почему бы здесь не пожить? Почему некоторые думают, что в своей стране все придурки, а на Западе хорошие? Я вам скажу, что это миф. Ну правда миф. Я довольно много ездил по миру. И там люди может быть даже более холодные, более расчетливые.

- Ваша «Песня о войне» «выстрелила» в России. Ее крутили на российских радиостанциях, ролик в интернете собрал огромное количество просмотров. У композиции до сих пор много почитателей — кто-то даже придумал ее продолжение. Как вы отнеслись к такой известности?

- Нормально. Я сказал то, что хотел. Меня волновала тема войны, тема отношения к ней. Историки новейшего времени врут. Они имеют наглость не только врать о давно минувшем, но и о том, что было, например, в моем детстве. Поэтому я просто написал песню, она сама родилась. Теперь она живет своей жизнью, и мне это очень приятно. А что касается популярности и славы, это не самое важное. Важно, что люди сплотились, стали ближе друг к другу. Меня многие спрашивают, почему я не написал продолжение «Песни о войне». Они говорят: «Ну покатило же у тебя, покатило... Давай-давай, пиши в том же духе!» Я так не умею, это будет уже ненастоящая песня, а подделка. И люди это почувствуют. На такой теме нельзя зарабатывать деньги.

- Насколько мне известно, вы еще и журналист...

- Да, я закончил журфак. Журналистикой я занимался давно, и мне это не очень нравилось. Журналистика — это суета. А я люблю, когда все происходит естественно и продуманно. Никто ведь не читает вчерашних газета, правда? Мне это не нравится. Мне хочется, чтобы мои песни и стихи и завтра еще послушали, и послезавтра. Но похоже журналистика меня любит больше, чем я ее. В какое-то время она ко мне вернулась. Лет пять я работал на радио. Это был народный хит-парад в режиме онлайн. Я даже вел одно время блог, но надолго меня не хватило. В общем, каждый должен заниматься своим делом. Журналистика — это не мое.

- Вы сказали, что журналистика — это суета. А разве жизнь артиста — это не суета? Постоянные концерты, гастроли, переезды, перелеты...

- Да, смена мест и смена лиц — это суета. Но это не основа. Может, наши песни и не настолько хороши, но могу с уверенностью сказать, что они не суетливые.

- Вы критикуете свое творчество?

- Ну конечно. Я же нормальный человек. Бывает, подойдешь к зеркалу и нравишься себе. А бывает взглянешь и думаешь: «Ну и рожа!» Так же и с песнями. То нравится, то не нравится. Иногда пинаешь себя: «Что за придурок, и зачем я это написал?» А не будешь себя критиковать, что из тебя будет? Примеров можно найти много — вон по телику постоянно показывают.

- Ваша группа равняется на каких-нибудь признанных музыкантов?

- В классе седьмом я услышал The Beatles и чуть с ума не сошел. Я такого эмоционального напряжения никогда не получал. И с тех пор я решил, что посвящу себя музыке. Битлз открыли мне дорогу. Потом были Pink Floyd, Машина времени... Сильно балдел от уровнял Иоганна Себастьяна Баха. Никак не мог понять, как так можно писать. Наверное, не два ума, а три ума сидело в этом человеке, раз он смог такое написать.

А потом однажды я понял простую вещь. Возьмем человека — он решил подняться в гору, где живут горные люди. Сначала он много людей встречает, потом все меньше и меньше. А потом, ближе к вершине, уже никого нет, он один. Также и в человеческой жизни. Если стремишься наверх, то все меньше остается авторитетов. Имеется в виду не то, что ты там самый умный и самый прекрасный. Просто великие люди — они прежде всего люди, а потом великие. Прилагательное ставится на второй план. Каждый из нас способен сделать на своем месте то же самое, что сделали Моцарт, Ландау, Королев...

Каждый на своем месте может быть гением. Я не говорю, конечно, про больных людей — террористов и прочую дрянь. Они просто больные люди. А так - кумиров не должно быть. Но, к сожалению, в нашей стране люди боятся признать себя неповторимыми. Англичане, американцы и немцы убедили в этом весь мир. А наша психология не позволяет прыгнуть выше планочки остальных стран. Наш принцип — сделать не хуже. Это глупость.

- То есть казахстанцам нужно круто менять менталитет?

- Я об этом и говорю. Зайдите в наш магазин, что вы там увидите? Одежду усредненно серого цвета. Это безнадега. Много людей у нас цветную одежду носят? Обычно говорят: «О нет, я это не одену, я что придурок, я что голубой?». И когда мы избавимся от провинциального понимания, тогда будет нам счастье. Ведь мы постоянно думаем — мы простые, а вот там где-то есть люди, которые ого-го как живут. Я знаю много ого-го-людей. Поверьте, они такие же как мы.

- Для многих вы ого-го-человек...

- И вы для многих ого-го-человек, вы просто об этом не знаете.

- Как вам удается совмещать творчество и семью?

- Время может быть врагом нашим, а может нам помогать. Человеку нужно просто быть в тонусе всегда. Никогда не надо разбрасываться делами, родными и друзьями. Жизнь тютелька в тютельку распределяет твое время и ты все успеваешь. Когда человек говорит: «Вот, брат, извини, у меня времени нет», все это ерунда. Это проверяется, когда умирает близкий человек. У всех находится время прийти и проститься с ним. Почему это нельзя делать при жизни? Так что это глупости. Можно все успевать на работе, дома и при всем при этом ездить по разным местам и узнавать много нового.

- Это рецепт счастья?

- Нет, это рецепт здоровья. Духовного, я имею в виду, здоровья. Человек, который много видел в других странах и городах, может многое сделать для своей страны и города. И никакой телевизор этого не заменит!

Фото, видео: Нургельды Дюсенов.