Евгений ШИБАРШИН: ЕАЭС политизируют?
Граждане, особо переживающие по поводу угрозы для независимости суверенного Казахстана, нашли новый способ приумножения страхов. Их суета по поводу возможной интервенции северного соседа на приграничные территории Казахстана утихла, но, поскольку свято место пусто не бывает, появилась новая страшилка.
На этот раз некоторые интернет-издания погнали дискуссионную волну по поводу гипотетических действий российского руководства, направленных на ускоренную трансформацию ЕАЭС в политический союз. Например, шеф-редактор Sayasat.org Бауржан ТОЛЕГЕНОВ изобразил свою схему:
- Если Москва включит Минск в фарватер Союзного государства, то это политическое объединение может стать началом трансформации ЕАЭС в политическое объединение. Скорее всего, следующее предложение будет сделано Астане, которую Кремль называет автором Евразийского союза. При этом, как и в случае с Белоруссией, момент предложения будет удачным: Казахстан находится накануне не только электорального цикла, но и транзита власти. И если Минску Москва предложила «нефть в обмен на объединение», то с Астаной она может разыграть формулу «гарантии преемственности в обмен на объединение».
Не могу согласиться с этим. В Акорде наверняка понимают, что Кремль тоже заинтересован в сохранении преемственности власти в Казахстане. Поэтому поддержка преемника в торге по поводу вовлечения Казахстана в политический союз с Россией работать явно не будет.
Станет ли ЕАЭС политическим союзом, ответит время. Политика - такое странное явление, что вне экономики не существует. Неважно, в какой форме она реализуется: на основе документально подписанного политического союза, или экономические партнеры удовольствуются лишь спорадическими консультациями между лидерами этих стран.
Сейчас у руководства России главные политические проблемы, на мой взгляд, не в отношениях с союзниками по ЕАЭС, а на внешнем контуре. Брать в политический союз Беларусь и Казахстан для Кремля - это значит создать себе новые внутриполитические проблемы.
Есть еще один существенный фактор. Взаимосвязь экономики и политики внутри ЕАЭС объективна, разорвать ее никому не под силу. Пока для решения внутриполитических задач этого экономического союза достаточно лишь согласовательной практики между лидерами стран. К тому же сейчас увязка экономических интересов между партнерами этого союза так сложна и специфична, что в особой политической подпорке не нуждается. Вполне возможно, что экономическая интеграция будет углубляться и при существующей политической форме.
Здесь много зависит от внешних факторов. Возможно, именно по этой причине казахстанские эксперты в качестве мотивов Кремля для ускорения политизации ЕАЭС часто называют проблемы российского руководства в сегодняшней глобальной политике. Москва, дескать, борясь за установление нового миропорядка, нуждается в поддержке со стороны других стран, поэтому хочет быстрее нагнуть в свою сторону партнеров по ЕАЭС. Но в том-то и дело, что на сегодняшней мировой арене сила оружия играет куда большую роль, чем политические союзы. В этом смысле Казахстан защищен российским ядерным «зонтиком», со всеми вытекающими для него политическими последствиями.
Последние новости