Диана ОКРЕМОВА: «Вы доверяете правительству, которое из года в год покупает лояльность прессы?»
"Наша Газета". Более 22 млрд тенге заложено в бюджете страны в этом году на статью «Проведение государственной информационной политики в СМИ». Из них почти 90% отдадут телеканалам «Казахстан», «Хабар» и «Мир». Значительную часть в тематике занимают лоты, формирующие «позитивный имидж» Астаны, Алматы, правительства, министерств, освещающие празднование юбилейных дат... Для сравнения: в 2010 году весь бюджет программы «Дорожная карта» составил 30 млрд…
На прошлой неделе в Астане ОФ «Медиа-центр» впервые за многие годы организовал открытое обсуждение этих вопросов с участием Министерства культуры и информации, медиа-экспертов, владельцев СМИ, зарубежных специалистов. Главные вопросы, на которые мы искали ответы: как оценивается эффективность траты бюджетных средств? Кто формирует лоты? Действительно ли существующая система способствует развитию медиа-рынка?
На первые два вопроса мы получили весьма оригинальную бумагу из акимата Астаны - о том, что план формируется в соответствии с годовым планом закупок, а мониторинг происходит «путем контролирования контента СМИ». Это значит, что оценка повышения имиджа столицы проводится исключительно измерением газетной площади и эфирного времени, отданных, по сути, рекламным материалам. Тогда возникает еще один вопрос – а что реально меняется в обществе?
Система госзаказа в СМИ порочна не только своей экономической бессмысленностью. Как отметил председатель Союза журналистов Литвы Дайнюс РАДЗЯВИЧУС, СМИ в данной ситуации можно сравнить с бегунами на старте. Одним дают допинг в виде госфинансирования, другим – нет, но бежать должны все одинаково. Честной конкуренцией здесь не пахнет. Во-первых, потому что пресса на госзаказе имеет гарантированную подписку (зачастую принудительную), а во-вторых, имеет возможность снижать цены на рекламу. У независимых изданий таких привилегий нет. Да им и не надо! Все понимают: чтобы медиа-рынок развивался, логично вкладывать деньги в создание конкурентной среды, а не в конкретные издания.
По словам председателя комитета информации и архивов Министерства культуры и информации Болата КАЛЬЯНБЕНОВА, в области формирования лотов государство работает «как бы немножко самостоятельно, в отрыве от общества»: «Мы формируем лоты из тех приоритетов, которые озвучены главой государства в очередном послании. Тематика традиционная — продвижение послания президента, Астана… Они сильно не меняются. Если у общественности есть предложения, мы готовы их рассмотреть. У нас ежегодно стоит задача от правительства, главы государства по продвижению имиджа нашей столицы, продвижению имиджа нашей страны. СМИ в рамках госзаказа рассказывают о развитии в республике и работают очень эффективно».
Меня лично в данной ситуации очень настораживает фраза «продвижение имиджа». Тем более что имидж – это созданное впечатление. Видимость, желание казаться. Не лучше ли подумать о репутации? Ведь именно она - это суждение с выводами, которое дает главное - доверие общества. Вы доверяете правительству, которое из года в год покупает лояльность прессы?
Последние новости