Назарбаев: Правительство должно подготовить график перехода на латинский алфавит

12 апреля 2017, 10:28 |  Государство

Президент Казахстана опубликовал в "Егемен Казахстан" программную статью "Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру", передает informburo.

В программной статье "Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру" Президент говорит о необходимости перехода казахского языка на латиницу.

"В первую очередь необходимо начать постепенный переход казахского языка на латинский алфавит. Мы готовились к этому процессу с начала обретения независимости", – пишет Президент.

"Казахский язык берёт свое начало с VI-VII веков, когда на материке Евразия появилась древнетюркская руническая письменность, известная в истории как орхоно-енисейская письменность. Это один из древнейших алфавитов в истории человечества. В V-XV веках тюркский язык был языком межнационального общения на большей части материка. К примеру, официальные документы и международные письма и сообщения Золотой Орды были написаны на древнетюркском языке. После внедрения ислама рунические записи постепенно начали исчезать, и вместо них появилась арабская вязь. С Х до ХХ века, в течение 900 лет на территории современного Казахстана использовали арабский алфавит. В 1929 году 7 августа центральный исполнительный комитет КазССР и президиум совета народных комиссаров КазССР приняли постановление о внедрении "Единого тюркского алфавита" на основе латиницы. Латинский алфавит использовали с 1929 по 1940 годы. В 1940 году 13 ноября был принят закон "О переводе казахского языка с латинского алфавита на алфавит на основе русской графики", – излагается в статье история развития казахской письмености.

"Таким образом, каждый раз перевод казахского языка на тот или иной алфавит был инициирован исключительно в политических целях", – пишет Президент.

Глава государства напомнил, что в 2012 году в декабре в стратегии "Казахстан 2050" он заявлял о том, что к 2025 году республика должна перейти на латиницу.

"Это означает, что с этого времени мы должны использовать латиницу во всех сферах жизнедеятельности государства. С 2025 года деловая документация, периодическая печать, учебники, – всё должно выходить уже на латинском алфавите. Это время уже подходит, и мы должны незамедлительно приступить к этой работе. Правительство должно подготовить график перехода на латиницу", – написал Президент в статье в газете "Егемен Казахстан".

В переходе на латинский алфавит есть своя логика, считает Президент. По его мнению, это связано с особенностями внедрения современных технологий и коммуникаций, научных и образовательных процессов в XXI веке.

"Английский язык дети учат уже в начальной школе и знакомы с латинскими буквами. Поэтому для нового поколения переход не составит труда", – уверен Нурсултан Назарбаев.

Президент определил, что к концу 2017 года в тесном взаимодействии с учёными и всеми представителями общественности необходимо принять единый стандарт нового казахского алфавита и графики.

"В 2018 году необходимо приступить к подготовке специалистов для обучения новому алфавиту и начать готовить учебники на латинице. В следующие два года мы должны провести организационные и методические работы", – написал Президент.

Назарбаев отметил, что в процессе перехода на латиницу определённое время будет использоваться и кириллица.




Версия для печати
Отправить по почте
Перейти к последнему номеру газеты




Последние новости

Комментарии к новости
Вы не можете отправить комментарий анонимно,
пожалуйста зарегистрируйтесь.

amduscias
(Пользователи)
Регистрация:
17.04.11
Сообщений:
6320
Re: Назарбаев: Правительство должно подготовить график перехода...
Отправлено: 12.04.17 - 15:03
Цитата:
Victor Yang:
Balyq. Наверное, так.

И что я читаю? Балик! А надо балык. Откуда "Ы" доставать будем?
Профайл
Б
Бывалый
Re: Назарбаев: Правительство должно подготовить график перехода...
Отправлено: 12.04.17 - 15:04
Цитата:
amduscias:
наверное, потому что у меня энта, как её, кириллица в голове. Латиницам-то мы не обучены, лапотники.

В каждой шутке есть доля шутки.
Только доля.
Не зря жители стран западной европы говорят что на востоке от них живут дикари.
Цитата:
Victor Yang:
Здесь я не увидел ничего кроме отдаления от русского языка.

А что - тюркоосновный язык как-то близок русскому языку?
Это что за новость?
peshexod
(Полноправные пользователи)
Регистрация:
25.06.13
Сообщений:
4121
Re: Назарбаев: Правительство должно подготовить график перехода...
Отправлено: 12.04.17 - 15:07
Цитата:
amduscias:
Напишите не латинице слово балык. Мне просто интересно. Оченно я рыбу люблю.

Меня тоже мучает этот вопрос, я к рыбе не ровно дышу.
Может riba? Нет, я бы предложил буквосочетание, в немецком в последнее время допустили писать буквосочетание вместо умляутов.
Так например ä (звучит как среднее между Е и Э) допускается написать как ae.
Профайл
Б
Бывалый
Re: Назарбаев: Правительство должно подготовить график перехода...
Отправлено: 12.04.17 - 15:07
Цитата:
amduscias:
И что я читаю? Балик!

Baliq = Balyq?
Да у вас "сверхспособности".
г
гость
Re: Назарбаев: Правительство должно подготовить график перехода...
Отправлено: 12.04.17 - 15:08
Цитата:
Kairat stayer:
Правильно, я школу на казахском языке оканчивал в 1983 году в посёлке Тимофеевка Семиозерного района, два иностранных языка изучал, русский язык два раза в неделю и немецкий язык один раз в неделю.

Так ведь с высоких требун заявлялось, что не было при КССР ни казахских школ, ни школ с казахским языком обучения. А вы ее оканчивали. Как вы обьясните это противоречие?
:-x
В
(Уважаемые пользователи)
Регистрация:
23.12.06
Сообщений:
7643
Re: Назарбаев: Правительство должно подготовить график перехода...
Отправлено: 12.04.17 - 15:09
[утирает слёзы]

Нет, аргументацию пользователя под ником Бывалый надо отливать в граните сразу.
Я с такой амплитудой передёргивать не умею.
Страшно, оторвётся ведь.
Профайл
ч
честно
Re: Назарбаев: Правительство должно подготовить график перехода...
Отправлено: 12.04.17 - 15:09
Мне уже пофиг на новшества. НАНу запудрили мозги на старости лет, тем более что это казахский язык - казахи, вам с этим жить, вам решать, какие прорывы в культуре, науке, экономике достигните и кто будет отвечать, кого будете винить, если не достигните.
amduscias
(Пользователи)
Регистрация:
17.04.11
Сообщений:
6320
Re: Назарбаев: Правительство должно подготовить график перехода...
Отправлено: 12.04.17 - 15:10
Цитата:
Бывалый:
жители стран западной европы говорят что на востоке от них живут дикари

Да, мы настолько дики, что даже не пукаем на людях, не принято это у нас, недоразвитых. Толерантности, наверное, не хватает. :-)
Профайл
amduscias
(Пользователи)
Регистрация:
17.04.11
Сообщений:
6320
Re: Назарбаев: Правительство должно подготовить график перехода...
Отправлено: 12.04.17 - 15:12
Цитата:
Валентин:
аргументацию пользователя под ником Бывалый надо отливать в граните сразу.

Не надо ничего отливать. Надо вытесать из камня. Для этих целей лучше подойдут копролиты, т. е. окаменевшее дерьмо динозавров. Кстати, на срезе, да после шлифовки, красочные узоры получаются.

[Исправлено: amduscias, 12.04.2017 - 16:15]
Профайл
Б
Бывалый
Re: Назарбаев: Правительство должно подготовить график перехода...
Отправлено: 12.04.17 - 15:15
Цитата:
Дубина:
Мне легче читать тексты языка которого я знаю.

Это любому легче.
Но речь о языках, слова которых пишутся другим алфавитом, отличным от алфавита твоего языка.
Наверно подойдет такое сравнение:
Писанину на каком языке тебе будет легче прочитать и почему: украинский/беларусский на кириллице или польский/чешский на латинице?
Мне, например - украинский/беларусский, потому что они на том же алфавите, не смотря на то что от русского отличаются точно так же как польский/чешский.
Так и тут: сейчас казахам, привыкшим к кириллическому алфавиту, тяжелее читать источники, написанные на алфавитах-латиницах, а когда их собственное письмо будет также на латинице - это резко снизит барьер непонимания и уменьшит трудности доступа к источникам знаний.
Неужели это так трудно для понимания?
Цитата:
гость:
Депутат Перуашев также ответил на вопрос

Метко.
И добавить, собственно, нечего.
Желающие сидеть и дальше в кошаре - проходите мимо.
Б
Бывалый
Re: Назарбаев: Правительство должно подготовить график перехода...
Отправлено: 12.04.17 - 15:17
Цитата:
amduscias:
что даже не пукаем на людях

Щито?
Очередной культурный высер?
О, Боже.
peshexod
(Полноправные пользователи)
Регистрация:
25.06.13
Сообщений:
4121
Re: Назарбаев: Правительство должно подготовить график перехода...
Отправлено: 12.04.17 - 15:18
Цитата:
amduscias:
И что я читаю? Балик! А надо балык. Откуда "Ы" доставать будем?

А как раньше писали? Уже была латиница, может знает кто?
Профайл
74
(Полноправные пользователи)
Регистрация:
06.09.11
Сообщений:
4367
Re: Назарбаев: Правительство должно подготовить график перехода...
Отправлено: 12.04.17 - 15:23
В 2007 году в широком доступе даже появилась предварительная аналитическая справка, оценивающая примерные затраты на переход. Тогда расчёты привели к цифре в 36 млрд. тенге (около 7,8 млрд. рублей по курсу 2007 года).

Так совпало, что накануне заявления министра культуры в Казахстане с визитом побывал премьер-министр Турции Ахмет Давотоглу, и на совместной встрече была достигнута договорённость о ещё более тесном сотрудничестве двух стран.

Через несколько дней после брифинга министра культуры Нурсултан Назарбаев приехал в Алматы и там заявил, что тех, кто отвечает русскоязычным на казахском языке, нужно показательно увольнять. На следующий день пресс-секретарь президента Даурен Абаев дополнил тезис, что это работает и в отношении тех, кто ответил на русском языке казахоязычному, но сигнал уже прошёл: Назарбаев восстанавливает баланс сил.

Так что латинизация вполне может быть частью обычной политической игры.
Профайл
Volonter
(Полноправные пользователи)
Регистрация:
14.04.13
Сообщений:
1501
Re: Назарбаев: Правительство должно подготовить график перехода...
Отправлено: 12.04.17 - 15:24
Ребят, спасиБо, с удовольствием почитал комменты!))
Вангую: цель задумки - отдаление от русского языка; результат задумки - торможение развития казахского языка (с которым и без того проблемы)...
Профайл
В
Владимир
Re: Назарбаев: Правительство должно подготовить график перехода...
Отправлено: 12.04.17 - 15:28
Бывалый, тогда я хочу чтобы Казахстан или (Kazahkstan/Qazaqstan/Nurlystan) добился таких же успехов как страны с иероглифами. Ну хотя бы на четверть. И того же уровня жизни. При любых буквах. Надеюсь новые буквы заменят копролиты в головах тебе подобных на какие-то научные достижения. И тогда zazhivёm!!!