Тимур ГАФУРОВ: «Создается впечатление, что наша система образования существует как бы в двух параллельных реальностях»

«Почему чужие ошибки из года в год оплачивают родители учеников из своего кармана?»
5 сентября 2012, 12:45 |  Общество

"Наша Газета". Недавно с сыном покупали учебники для 8-го класса - ну, те самые, которые обещали выдавать бесплатно в рамках госпрограммы. В нервной очереди родители ругались с продавцами, которые устало повторяли - берите по списку, иначе менять придётся. Мы взяли по списку, но менять пришлось всё равно - выяснилось, что учитель будет преподавать по тому из двух указанных в нем вариантов, которого в магазине как раз и не было.

Чтобы купить весь комплект, потратили конец августа, начало сентября и более 10 тыс. тенге. А пока мы бегали по книжным магазинам, министр образования и науки Бахытжан ЖУМАГУЛОВ на педагогической конференции заявил, что современные учебники готовятся по устаревшей методологии и не соответствуют потребностям учеников. Более того - в них отсутствует система уровневых заданий, способствующих переходу от низших уровней качества к более высоким.

- Как могут учителя по таким учебникам вести развивающее, личностно-ориентированное обучение? - вопрошал министр. И резюмировал: - Не удивительно, что ученики на ЕНТ не смогли решить логические задачи.

Я лично, всецело поддерживая г-на министра, тоже многого не понимаю. Например, каким образом критикуемые им учебники успешно проходят процедуру согласования в его же ведомстве? И почему за 20 лет независимости наши членкоры и академики так и не осилили канонические издания хотя бы по точным наукам: алгебре, геометрии, химии и физике? Да и в гуманитарных - истории и литературе - пора бы прийти к общему знаменателю. Конечно, нет пределу совершенству, но почему чужие ошибки из года в год оплачивают родители учеников из своего кармана? То ли у чиновников тоже с логическими задачами не всё в порядке, то ли эта ситуация кому-то очень выгодна.

Вообще создается впечатление, что наша школьная система существует как бы в двух параллельных реальностях. В одной из них 1 сентября президент РК Нурсултан НАЗАРБАЕВ на встрече со старшеклассниками в Астане отмечает:

- Сегодня все в мире меняется. Новые технологии возьмут верх. Человек, сидя дома, имея 3D-принтер, материалы соответствующие, может проектировать сотовые телефоны, айпады или еще что-то, обмениваться мнениями. К этому идет.

В другой реальности - до сих пор очереди за бумажными учебниками и робкое обещание вице-премьера Ербола ОРЫНБАЕВА о том, что только к 2020 году в 90% школ Казахстана будет внедрена система электронного обучения e-learning.

-  В первую очередь, это ликвидация разрыва между сельскими и региональными школами, - пояснил он важность реформы. - Учащиеся, независимо от места проживания, и дети с ограниченными возможностями смогут получать круглосуточный доступ к учебным материалам, консультироваться с педагогами и пользоваться электронной библиотекой.

Вот такие у нас планы на послезавтра. А сегодня сотня учеников из п. Перцевка ездит на учебу в Рудный на специальном автобусе в сопровождении полиции - потому что аварийное состояние здания местной школы ответственные лица заметили слишком поздно. Налицо та самая ликвидация разрыва, о которой говорил вице-премьер. Но куда она нас приведёт - вопрос явно не для 1-го класса.