В Костанайской области госорганы методично разрушали успешный бизнес
Анатолий ТИХАНОВСКИЙ,
ng@ng.kz
Место действия - Лисаковск. Объект посягательств - ТОО «ИЛИН», которое 13 лет занималось утилизаций бытовых отходов. Да-да, то самое ТОО, руководителю которого не раз вручал грамоты аким области, за экологичный и современный подход к работе славило профильное министерство, да и все органы местной власти были к нему очень благосклонны, до поры до времени.
Хорошо начиналось
В конце 90-х годов прошлого века перед администрацией Лисаковской Свободной Экономической зоны остро встал вопрос об утилизации городских отходов. Полигон ТБО работал еще с советских времен, но плохо. Руководство СЭЗ провело тендер и отдало полигон в долгосрочную аренду ТОО «ИЛИН». Предприятие надежды оправдало полностью: устраивали и объемы работ, и ее организация, и технологии. Ничего подобного в области, кстати, не было и нет до сих пор.
Естественно, за годы существования ТОО «ИЛИН» пережило множество проверок, но никаких глобальных нарушений у него не находили.
И вдруг, как гром среди ясного неба, обвинение - «ИЛИН» является самозахватчиком полигона, нарушителем земельного законодательства. Его надо с полигона убрать, а территорию передать коммунальному ГКП «Уста». Госпредприятие придет на вспаханное чужими руками поле и будет пожинать урожай. А предприниматель Инна Аман, которая из года в год под этот свой бизнес покупала технику, организовывала связанные с переработкой отходов предприятия, пусть делает, что хочет. И все госорганы, которые еще вчера Аман руку жали, мгновенно «прозрели».
Ищи и обрящешь
Летом 2010 года на ТОО «ИЛИН» обрушились всевозможные проверки. Начала игру финполиция: 19 августа направила письмо в Межрегиональную земельную инспекцию по Костанайской области с требованием проверить ТОО на предмет законности пользования полигоном ТБО и земельного законодательства вообще.
Земельный инспектор проверил, но ничего предосудительного не нашел, о чем и был дан ответ 13 сентября. Казалось бы, все на этом, ведь есть мнение уполномоченного органа. Ан нет. Похоже, что перед лисаковским финполом стояла совсем другая задача. Процитирую один из документов: « …13.09.2010 года в адрес МОФП по Лисаковскому региону поступил акт № 019/ 26, составленный главным специалистом Земельной инспекции Оспановым Б.Т., из которого следовало, что нарушений в ТОО «ИЛИН» относительно земельного законодательства не установлено. С выводами Оспанова МОПФ не согласилось, т. к. выводы, указанные в акте проверки № 019/26 от 13.09.10 г., не соответствовали действительности. 20. 10. 10 года в адрес Земельной инспекции направлено повторное письмо о необходимости проведения повторной проверки ТОО «ИЛИН»…» Как так? Каким образом финпол предопределил, что выводы уполномоченного органа не соответствуют действительности?
Сразу же отметим, что, согласно п. 6, ст. 40-1 Закона РК «О частном предпринимательстве» и аналогичных по смыслу статей Закона РК «О госконтроле и надзоре в РК», запрещено проводить в отношении субъектов частного предпринимательства заведомо повторные проверки одного и того же лица, по одному и тому же вопросу. А ст. 40-2 этого же закона говорит о том, что таковая проверка признается недействительной изначально, акт по ее результатам не является доказательством нарушений и является основанием для отмены таковой проверки и акта вышестоящим органом или судом, что, кстати сказать, и произошло в последствии.
Вряд ли руководство лисаковского финпола не знало об этом положении закона. И земельная инспекция наверняка была в курсе, но повторную проверку начала. Причем с заведомо ожидаемым результатом.
Приказано устранить
Директор ТОО «ИЛИН» 1 марта 2011 года направила жалобу на действия госорганов в областную прокуратуру, но не нашла там поддержки. Тогда она обратилась за поддержкой в исполнительный орган Ассоциации содействия предпринимательской деятельности в Костанайской области, членом которой является. К тому времени дело по устранению ТОО «ИЛИН» набирало обороты.
В мае 2011 года Административный суд «припечатывает» ТОО ст. 118 КоАП РК как административного нарушителя земельного законодательства, основываясь на материалах повторной проверки земельной инспекции. Попытки обжаловать это решение не увенчались успехом, облпрокуратура выступила на стороне госорганов.
В июне 2011 года в дело вступил исполнительный орган ОЮЛ «АСПреДКО». Для начала направили письмо акиму Лисаковска с обоснованием противозаконности предпринимаемых в отношении ТОО «ИЛИН» действий и предложением в досудебном порядке, мирно и профессионально договориться. Ответ Лисаковского акимата № ЮЛ-202-124 от 15 июня 2011 года весьма показателен для всего этого дела: «…оснований для расторжения договора аренды земельного участка с ТОО «ИЛИН» не имеется, представители ТОО «ИЛИН» не обращались для расторжения договора… Все проверки ТОО «ИЛИН» инициированы финансовой полицией по городу Лисаковску. В этой связи проведена проверка аппарата акима на предмет законности предоставления ТОО «ИЛИН» земельного участка площадью 0.15 га в районе свалки ТБО. В акимат поступило представление земельной инспекции об отмене постановлений акимата от 19 марта 2002 года № 115 и от 6 апреля 2010 года № 130, которое нами отклонено…»
То есть акимат как бы здесь совсем и не причем, его самого «нагибают», подозревают в незаконности предоставления работ на полигоне ТБО для ТОО «ИЛИН». Но впоследствии, когда дело дошло до суда, акимат позицию переменил с точностью до наоборот.
Чистая победа!
По объединенному делу (ТОО «ИЛИН» против земельной инспекции, инспекция против Лисаковского акимата), СМЭ суд Костанайской области вынес решение в пользу госорганов, удовлетворив все их претензии к ТОО «ИЛИН». Апелляционная коллегия это решение оставила в силе, а жалобу ТОО «ИЛИН» без удовлетворения. Однако кассационная коллегия пришла к противоположным выводам! И постановила: исковые требования ТОО «ИЛИН» удовлетворить. Признать недействительными и отменить предписание земельной инспекции № 005/1 от 5.04.2011 года и акт о результатах проверки № 005/2 от 5.04.2011 г. Решение вступило в законную силу, так как акимату и земельной инспекции не удалось обжаловать его в Верховном Суде РК, даже на стадии предварительного рассмотрения. Это был первый звонок для госорганов.
По третьему делу этой же тяжбы (ТОО «ИЛИН» против Лисаковского акимата, отдела ЖКХ, управления юстиции), ситуация развивалась несколько иначе. Здесь рассматривались последствия деяний против ТОО. Признав на первоначальном этапе по суду «ИЛИН» самозахватчиком, акимат быстро оформил документы на земли полигона на отдел ЖКХ, который передал полигон ТБО ГКП «Уста», а местное управление юстиции все это оформило.
Между прочим, до октября 2010 года ни у акимата, ни у отдела ЖКХ не было никаких правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на эти земли, но они пользовались ими, проводили тендеры, сдавали в аренду и получали коммерческую выгоду, считая, со слов представителя акимата в суде, что все земли просто по Конституции принадлежат государству. То бишь акимату.
Экономический суд области, апелляционная и надзорная коллегии поддержали госорганы и отказали ТОО «ИЛИН» по всем статьям.
Рассмотрев ходатайство ТОО «ИЛИН» о пересмотре всех вышеназванных решений судов в порядке надзора по этом делу, надзорная коллегия Верховного Суда РК постановила: «Вынести новое решение. Признать незаконными постановление акима Лисаковска от 19 октября 2010 года № 496, от 28 июня 2011 года № 333 и от 21 июля 2011 года № 384 и решение управления юстиции Лисаковска о регистрации вещных прав на земельный участок от 1 декабря 2010 года и от 1 июля 2011 года… Ходатайство удовлетворить». Это решение ВС РК вступило в законную силу немедленно, т. е. 25 апреля 2012 года. Окончательный вывод – ТОО «ИЛИН» не нарушило закон, проверки в отношении него являлись изначально противозаконными. Это был действительно рейдерский «наезд», спровоцированный госорганами в пользу третьих лиц.
Должны ответить
Из этой истории следуют выводы. Во-первых, за правду бороться можно и нужно до конца. Лучше – объединившись и помогая друг другу, как это делают члены ОЮЛ «АСПреДКО». Во-вторых, решения судов уже вступили в силу и теперь, безусловно, надо призвать к ответу тех, кто это дело мутил. Есть же ст. 151 КоАП РК – «Незаконное вмешательство должностных лиц в предпринимательскую деятельность» и ст. 153 КоАП РК – «Незаконное проведение проверок». Там предусматриваются штрафные санкции против чиновников до 100 МРП. Ведь ТОО «ИЛИН» сразу штрафанули на 150 000 тенге, которые теперь надо вернуть обратно. А если выходит, что был действительно рейдерский «наезд» на ТОО, то что теперь скажет областная прокуратура по такому беспрецедентному для нашей области случаю? Как насчет ст. 189 УК РК – «Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности»?
Последние новости