Тварь я дрожащая или право имею - Где узнать, на что могут рассчитывать пассажиры городского транспорта в Рудном?

Александр ОЛЕЙНИК

22 января 2022, 17:08 |  ЖКХ

В заголовке - не рассуждение героя романа Ф. М. Достоевского. Такие мысли посещают голову многих жителей Рудного, замерзающих на остановке в ожидании очередного неприехавшего автобуса.

Перекресток ул. Топоркова и Шевченко. Утро в ожидании автобуса № 6

На этот раз речь пойдет о маршруте № 6, который связывает 19-й микрорайон и остановку «Комбинатовская», огибая практически весь город. Поселившись на улице Топоркова около 15 лет назад, мы узнали, что доехать в наш район можно только на этом маршруте. Обзавелись расписанием, выяснили, что интервал движения 35 минут в рабочие дни и 45 минут в выходные.

Более десяти лет все было стабильно. Но в последние два или три года на маршрут выставляли старые разбитые ПАЗики или еще более древние ЛИАЗы. А когда разгорелась пандемия и связанные с нею локдауны, начались новые проблемы - автобусы просто не выходят на маршрут. Не имея возможности вовремя уехать на работу или учебу, пассажиры кооперируются, вызывая такси, но это не выход. И если бы случай был единичный, терпели бы ещё, но каждый день туда и обратно – возмущение начинает нарастать.

Автобус ЛиАЗ - «классика» на маршруте. Май 2021 г.

В выходные дни автобус на маршруте появляется редко, последний - в восемь вечера. Но и его часто не бывает. Водители говорят - нерентабельно. А в последнее время автобусы исчезают и в будние дни. Заметил закономерность – если школьников переводят на обучение онлайн, то и автобуса утром вы не дождетесь. Похоже, тоже уходят на онлайн-обслуживание.

Пассажирские перевозки Рудного – это феномен в современном развивающемся обществе. Начнем с того, что в городе нет ни одной остановки, оформленной в соответствии с национальным стандартом СТ РК 2273-2012. В правилах перевозки пассажиров есть ссылки на этот самый национальный стандарт. Но найти информацию, как это все должно быть оформлено, задача не из легких. Либо предлагают купить за 7 500 тенге, и это при том, что вам «только посмотреть». Наверное, чтобы пассажиры не задавали лишних вопросов.

Возьмем, к примеру, соседнее государство. Я с легкостью нашел документ «Требования к остановкам общественного транспорта на территории г. Челябинска». Там читаю: «Остановочный пункт должен включать следующие элементы: 1. Остановочная площадка. 2. Посадочная площадка. 3. Остановочный павильон или навес. 4. Скамья. 5 Урна для мусора. 6. Технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка) 7. Освещение. 8. Дорожный переход. 9. Тротуары и /или пешеходные дорожки».

В документе расписано всё: длина, ширина и высота, ширина скамьи и цвет павильона, размеры знаков и указателей, требования к информационным и рекламным конструкциям. Но это в соседнем государстве.

Остановка на ул. Шевченко - садись не хочу

Возьмем, к примеру, соседний с нами город Костанай. И там мы найдем более-менее оформленные остановочные павильоны, на которых указаны номера маршрутов, интервал движения, название остановки, а в автобусах озвучивается название остановки и следующей за ней. Мало что из перечисленного вы найдете в Рудном. На остановочных павильонах отсутствует информация о том, какие маршруты здесь останавливаются и куда движутся. Не указаны интервалы движения. А порой отсутствуют и сами остановочные павильоны - например, напротив кафе «Обжоркин».

Информацию об обязательствах, которые берет на себя перевозчик перед отделом ЖКХ акимата Рудного, также не просто найти. Для этого нужно делать запросы в соответствующие органы и ждать. Обычный пассажир - ребенок или пожилой человек - никогда не будет делать таких запросов. Он просто хочет выйти на остановку в привычное время, сесть в автобус и доехать в пункт назначения. Именно в отсутствии общедоступной открытой информации и скрывается незнание своих прав пассажирами. А что, удобно - если человек не знает, на что он может заявить права, он никогда их и не будет заявлять. Это, кстати, касается многих сфер нашей жизни.

Схема движения автобуса № 6

В Рудном уже забыли о маршрутах №№ 13, 25, 27, 14. На очереди маршрут № 6? Регулярно по городу курсирует только маршрут № 30, порой один отъезжает и следом подъезжает другой.

Время от времени поднимается волна возмущения в социальных сетях по поводу того или иного маршрута. Задают вопросы перевозчику. Перевозчик, проливая слезы, жалуется, как ему тяжело осуществлять бизнес, что хочется побольше денег с пассажиров, да и с государства бы не помешало в виде субсидий, тарифы бы поднять и т. п. Но ни поднятие тарифов, ни субсидии никак не влияют на качество оказываемой услуги. На маршрутах остаются те же древние, разбитые колымаги, списанные в других городах. Виноваты оба: и перевозчик, и отдел ЖКХ. Ни один из них не желает добросовестно исполнять взятые на себя обязательства. Перевозчик не предоставляет качественной услуги. Отдел ЖКХ не следит за соблюдением требований законодательства к обустройству пунктов посадки-высадки, а также к соответствию и соблюдению перевозчиком всех нормативов, отраженных в законодательстве.

Встречаем рассвет в ожидании автобуса на ул. Топоркова

А страдают от этого обычные пассажиры. Трясясь от холода, на ветру и в дождь и в снег, в ожидании очередного разбитого, холодного автобуса, который даже не известно приедет или нет, пассажир вновь и вновь возвращается к мысли: имею ли я какие-либо права или все же «дрожащая тварь»? Хорошо еще, что не берутся за топор, как Раскольников, чтобы проверить. Хотя январские события показали, что накал возмущения в народе достиг точки кипения.

Итак, на что может рассчитывать пассажир? Какие условия перевозки пассажиров? Как должен быть оборудован автобус, перевозящий пассажиров? Как должны быть оборудованы пункты посадки-высадки пассажиров? Какой интервал движения автобусов? Для жителей Рудного эта информация за семью печатями. Действия законов Республики Казахстан на город не распространяются. Или просто спросить некому и не с кого? А давайте спросим? Хотя боюсь, что эта проблема не только нашего города.

Вместе изменим жизнь к лучшему.


Автобус едет в другую сторону. Значит, через полчаса должен приехать к нам. Но это не точно

Автор - гражданский журналист "НГ"