Евгений ШИБАРШИН: Эффект сомнителен
Кабмин, сформированный 25 февраля после отставки правительства Сагинтаева, особыми открытиями не удивил.
Это уже 11-й набор за всю историю независимого Казахстана. Дотошные эксперты подсчитали, что средняя сменяемость министров за оцениваемый период составила около 52%. На этот раз на 18 постов новые назначения получили 9 человек. Включая премьер-министра Аскара Мамина, ранее занимавшего должность первого заместителя премьера.
С точки зрения статистики кадровой сменяемости отставку провели вроде бы неформально. Другое дело – даст ли она ожидаемый эффект?
В заявлении президента Нурсултана Назарбаева аналитики вычленили 7 причин. Они реальны, и с этим действительно надо что-то делать. Но вот какая штука. Их можно отнести ко всем правительствам 2000-х годов. Освежает лишь ссылка на недавние инициативы Назарбаева «Третья модернизация», «План нации – 100 конкретных шагов» и «Пять институциональных реформах», в реализации которых «положительные изменения так и не достигнуты».
А в остальном до боли в мозжечке знакомые оценки типа «рост ВВП в основном за счет сырьевых ресурсов» и «не создавались реальные стимулы и инструменты для качественного роста экономики». Не говоря уж об упреке главы государства по поводу того, что «малый и средний бизнес так и не стал драйвером роста».
Все это при других правительствах тоже было. Равно как и всякого рода ЧП, подобные недавней гибели в пожаре малышей из многодетной семьи. Да и уровень социальной напряженности был такой, что сегодняшние всплески недовольства в соцсетях выглядят безобидным ворчанием.
Тогда что стало истинной причиной смены правительства? Проколов у кабмина Сагинтаева было немало, но главной причиной его отставки, на мой взгляд, стали личные качества отставного премьер-министра и набор его команды. В прежние времена, когда Назарбаев брал на себя многие функции исполнительной власти, его устраивало правительство, призванное лишь добросовестно выполнять указания главы государства. На сегодняшнем этапе, когда Назарбаев планирует переместиться в Совет безопасности, а у президента № 2 уже не будет прежних властных полномочий, нужен сильный премьер-министр со слаженно работающей командой.
Бакытжан Сагинтаев по личным качествам на эту роль не подходил. После его отставки Назарбаев назвал экс-премьера «человеком честным, добросовестным, опытным». Однако для руководителя правительства в той роли, которую ему отводит Елбасы в новой конструкции власти, этого явно недостаточно.
По оценке некоторых экспертов, новый премьер-министр Аскар Мамин обладает лучшими организаторскими качествами. Возможно, новое правительство в какой-то мере оправдает надежды Назарбаева. Но это лишь субъективный фактор. Куда сложнее с объективными обстоятельствами. Именно с ними связаны многие проблемы, которые оказались не по зубам прежнему правительству. Казахстан в силу разных факторов занял в глобальной экономике вполне определенную товарную нишу. Выскочить за ее пределы только за счет смены правительства невозможно. На этом фоне такого рода меры имеют не столько рациональный смысл, сколько политический.
Последние новости