Юрий БОНДАРЕНКО: Как быть с религиоведением?
В нашем образовании постоянные перемены, которые нередко напоминают перестановку мебели в доме досужей хозяйки. Хотя я понимаю, что жизнь идет, и без перемен не обойтись, но многое рождает целый частокол вопросов. Вот, к примеру, очередная инновация: с нового учебного года в казахстанских вузах предполагается отменить религиоведение, целиком перенеся его в школы. Зачем, мол, дублировать одно и то же?
Что здесь кажется очень и очень сомнительным? По крайней мере, четыре вещи.
Первое – это наивное, на мой взгляд, представление о том, что предметы, подобные религиоведению, - это то, без чего современный студент может запросто обойтись, как, скажем, вузовские филологи или историки обходятся без математики. Но религиоведение – культурологическая и мировоззренческая дисциплина. Это – один из стержней современного высшего образования как такового. В школах же уровень его изучения, особенно в сельских, никак не может равняться вузовскому. Отказаться от этого предмета в вузах – все равно, что утверждать, что получение знаний на уровне санинструктора достаточно для серьезной медицинской подготовки.
Еще важнее (и это второе) то, что и перед студентами будут вставать вопросы, сопряженные с религией, которые они уже не смогут осмысливать достаточно глубоко. Но мировоззренческие дисциплины в чем-то сродни физкультуре, их нельзя просто пройти и забыть. Это то, о чем не надо бы забывать на протяжении всей жизни. А если и захочешь забыть, то жизнь напомнит о них.
Вспоминаю, сколько лет я лично ратовал за то, чтобы основы религиоведения, прежде, чем вводить в школах, надо обязательно изучать в вузах. И когда мне довелось быть членом Совета по связям с религиозными объединениями при правительстве РК, меня, как человека, имеющего отношение к образованию, попросили выступить с докладом о необходимости введения религиоведения в вузах. Инициатива была не моя, но я целиком с ней согласен. В конце концов гораздо чаще именно студенты, а не школьники становятся горючим материалом в разного рода потрясениях. И именно они, ищущие истину, нередко впервые оказавшиеся вне дома, могут одними из первых попасть в руки разного рода проповедников. Так как же можно заменять более глубокое знакомство с предметом обрывочным и поверхностным?
И очень важное третье. Исчезновение того или иного предмета из какой-либо сферы образования – это не просто игра с расписанием. Это же и вопрос кадров. Если предмет не изучается, значит, и специалисты в этой области не востребованы. Что из этого вытекает? То, что резко будут ослаблены возможности в областях исследовательской и научно-методической работы. А именно религиоведов надо готовить годы и годы.
Вырисовывается странная картина: религия становится все более заметной и далеко не однозначной составляющей современности, а специалистов, ее изучающих, будет все меньше и меньше. А ведь именно вузы во всем мире – серьезнейшая составляющая научного потенциала своих стран.
И, наконец, четвертое: а кто же будет со временем изучать с учениками основы религиоведения в школах, если вузовские специалисты в этой области будут не востребованы? Как готовить самих школьных учителей? Ведь в идеале не будет же человек преподавать в школе физику, если в том же вузе он ее не изучал специально. Тем более, что речь-то идет не просто о каком-то отдельном предмете, а о том, что будет подвергнута эрозии значимейшая сфера знаний, та сфера, которая, как и сфера новейших технологий, не может обойтись кустарной подготовкой.
Автор - профессор КГУ им. Байтурсынова
Последние новости