Цены на нефтепродукты в Казахстане будут расти
Евгений ШИБАРШИН
Такой прогноз сегодня, 13 ноября, на аппаратном совещании в акимате Костанайской области сделал директор ТОО «Костанайнефтепродукт» (Мұнай Өнімдері) Сергей ЗАХЛЮПАННЫЙ.
Свои предположения он обосновал тем, что казахстанские нефтеперерабатывающие заводы с 1 января 2018 года должны начать выпуск продукции только 4-го и 5 класса. Для этого сейчас, кроме обычных ежегодных профилактических работ, проводят модернизацию оборудования. Эти затраты лягут на себестоимость, поэтому уже сейчас бензин АИ-92 с учетом транспортных расходов отгружается в Костанайскую область по цене 160 тенге за 1 л. В то время, как в НПЗ Российской Федерации – по 157-168 тенге. По этой причине костанайские операторы нефтепродуктов предпочитают завозить топливо из России.
- Эта цена не позволяет нам придерживаться минимально возможной цены, потому что издержки по реализации составляют примерно 8-9 тенге на литр, - привел расчеты по своему предприятию Сергей Захлюпанный. – К цене приобретения нужно добавить еще 1 тенге, чтобы была прибыль, с которой государство должно получать налоги.
С бензином марки АИ-80, цену продаж которого государство регулирует, ситуация еще хуже. По информации директора ТОО «Костанайнефтепродукт», цена его реализации установлена не выше 89 тенге за 1 л, в то время как российские НПЗ его отпускают по 130 тенге. В таких условиях торговать АИ-80 невыгодно, поэтому данный бензин с АЗС исчезает.
Объема АИ-92 на заправках этого предприятия достаточно, поэтому его отпускают без ограничений. Чего не скажешь о дизельном топливе. Его, по словам Захлюпанного, в основном отгружают в Атырау, но в первую очередь - на нужды обороны и железнодорожникам. В РФ солярка дороже – от 158 до 160 тенге за 1 л. Поставки оттуда в Костанай идут, но реализаторы вынуждены повышать отпускную цену.
- Нужно быть готовым к тому, что цены какое-то время еще будут двигаться, по мере того, как будет возрастать себестоимость, - сказал Захлюпанный.
Руководитель управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития Мурат ШАИМОВ, рассказавший об общей ситуации на рынке нефтепродуктов в Костанайской области, сообщил, что Павлодарский НПЗ планировал выйти из ремонта в конце октября, но перенес срок восстановления ориентировочно на 25 декабря.
- Такую ситуацию многие операторы ГСМ не предвидели, - отметил Шаимов. - Таким образом, аналогичная ситуация, как с 92-м бензином, может сложиться и с дизельным топливом. Уже сейчас многие операторы начали приобретать дизтопливо в России, соответственно, цена на данный вид ГСМ поднимается. Что касается бензина марки АИ-80, в сентябре текущего года заявленная потребность составляла 1 382 тонны, министерством энергетики было выделено всего 500 тонн. Потребность на октябрь – 1 256 тонн, выделено – 200 тонн. Операторами данный объем топлива был полностью оплачен, но отгрузка до настоящего времени не произведена.На ноябрь заявлена потребность - 1 571 тонна. Однако 80-й бензин вообще не выделен, причем ни одному региону. Кроме двух крупных операторов - «Гелиоса» и «КазМунайГаз», которым бензин поступает периодически.
По оценке руководителя управления, дефицит АИ-80 в ближайшее время – перспектива вполне реальная. Сейчас его запасов в регионе хватит только на 6 дней. Мурат Шаимов предложил выйти в республиканские органы с просьбой «закрепить на центральном уровне графики производства гарантированных объемов бензина АИ-80 на отечественных НПЗ для нужд регионов».
Запасов АИ-92 и дизельного топлива, по его оценке, должно хватить на 76 и 35 дней соответственно. Этого вполне достаточно до выхода из ремонта Павлодарского НПЗ.
Аким Костанайской области Архимед МУХАМБЕТОВ поручил акиматам и управлению вести мониторинг остатков и цен нефтепродуктов в регионе.
- Кроме мер, которые принимает правительство, у нас должны быть внутренние меры, областные, - сказал он. – Понятно, мы сильно здесь регулировать не можем, но какие-то меры можем принимать.
Последние новости