Что будет с медицинским страхованием? Интервью министра здравоохранения РК
Tengrinews.kz
Нурсултан Назарбаев, выступая на совместном заседании палат Парламента, призвал не торопиться с внедрением обязательного медицинского страхования (ОСМС). Одной из основных причин отсрочки Президент считает 2,7 миллиона "самозанятых" казахстанцев, остающихся за бортом страхования.
Фото Tengrinews.kz
Министр Елжан Биртанов с отсрочкой внедрения системы медстрахования согласен. Но, по его словам, чем дольше будут откладываться сроки, тем сложнее окажется ситуация в сфере здравоохранения. В беседе с корреспондентом Tengrinews.kz глава Министерства здравоохранения рассказал о планируемых сроках отсрочки медстрахования, взносах, и о том, что будет с миллиардами тенге на счетах фонда ОСМС.
- На какой срок планируется отложить внедрение обязательного медицинского страхования?
- Все зависит от того, насколько мы можем позволить себе отложить реформу. На самом деле ключевой целью нововведения, не надо забывать, является решение проблем в системе здравоохранения. И они нарастают, и мы этого не скрываем. Чем дальше мы будем отодвигать, тем сложнее будет ситуация в здравоохранении. Нам говорят, вы решите проблемы в здравоохранении, а именно с качеством, очередями, а потом внедряйте медицинское страхование. Но ведь нужно поставить лошадь впереди телеги.
Проблемы недофинансирования и финансового разрыва в системе казахстанской медицины нарастают. Почему есть такие проблемы? Потому что мы мало платим. В год выделяется всего лишь 55 тысяч тенге расходов на одного гражданина, этой суммы недостаточно. Мы считаем, что не нужно затягивать. Предлагаем два года отсрочки для того, чтобы мы могли в первую очередь разобраться с самозанятыми и обеспечить им реальные возможности для вовлечения в систему ОСМС. Базовые возможности уже законодательно предусмотрены. И нужно донести также информацию до всех. Я считаю, что за два года мы вполне можем это сделать. Считаем, что надо двигаться, и продолжать структурные реформы. Поэтому мы предлагаем и дальше развивать систему страхования с точки зрения финансирования.
- Получается, внедрение глобальной системы медстрахования застопорилось из-за 2,7 миллиона самозанятого населения?
- Основной причиной, да, являются 2,7 миллиона казахстанцев. То есть 15 процентов населения страны остаются за бортом ОСМС. Мы ранее предлагали и предлагаем сейчас в рамках сегодняшней модели два варианта решения для этих 2,7 миллиона человек.
Во-первых, на переходный период мы предлагали за ними сохранить минимальный, но достаточный объем медицинской помощи. Если помните, мы об этом неоднократно говорили: скорая помощь, экстренная госпитализация, поликлиника, практически все, кроме части услуг плановой госпитализации. То есть человеку было дано время, а именно два года, с 2018 по 2020, чтобы сориентироваться и посмотреть, чем отличаются пункты "не платить" и "платить". Кроме того, был предусмотрен и такой вариант: если человек хочет стать участником системы, но у него нет официальной работы, чтобы отчислять с зарплаты, то можно платить по минимальному тарифу - 1 400 тенге.
Глава государства поручил нам еще подготовиться, чтобы можно было побольше вовлечь людей, более продуктивно внедрить систему ОСМС. Конечно, этот вопрос больше в степени легализации занятости населения. На самом деле 2,7 миллиона самозанятых не сидят дома. Где-то на сезонных работах трудятся, где-то на стройке или частным извозом занимаются. Многие из них считают себя работающими, зарплату получают в конвертах, но налоги они не платят. Я как министр здравоохранения не отвечаю за тех людей, которые не платят налоги. Но я отвечаю за их здоровье и за здоровье тех, кто платит налоги. И нам надо решать те проблемы, которые накопились.
- Теперь самый главный вопрос, который волнует всех. Что делать с деньгами?
- Есть две категории взносов: работодатель за своих работников и собственно физические лица, которые с 2018 года должны были начать платить. Государство платит за социально уязвимые слои населения, самозанятые платят сами за себя. Понятно, что нужна справедливость в том, что каждый хочет начать платить тогда, когда он по факту получает медицинские услуги. Мы соответственно тоже предлагаем сдвинуть это на два года. То есть сделать отсрочку взносов со стороны государства и населения. Начать их тогда, когда они начнут получать услуги от фонда. Так изначально и планировалось. Теперь мы предлагаем не тормозить и продолжать накопления в фонд, а именно взносы работодателей за сотрудников. Тут ключевой вопрос: почему и для чего? Мы это ведь не просто так рекомендуем. Мы предлагаем снизить социальный налог, то есть вместо социального страхования работодатель будет платить в фонд медицинского страхования. Таким образом мы бы нивелировали для работодателя нагрузку. Условно говоря, вместо фонда социального страхования оплачивать в фонд медицинского страхования 1,5 процента. Мы хотим, чтобы государственный фонд медицинского страхования накопил больше средств к 2020 году, для того чтобы обеспечить население большим количеством медицинских услуг в рамках программы и застраховать это.
- Это пока только предложение Министерства здравоохранения?
- Все, что я говорю, пока только предложение. И мы будем это предложение дальше продвигать. И если у Главы государства найдет эта модель поддержку, то мы соответственно будем приступать к реализации. Но в любом случае требуются изменения на законодательном уровне.
- А что будет с деньгами в фонде медстрахования в течение двух лет? Сейчас, если не ошибаюсь, на счету фонда семь миллиардов 101 миллион тенге.
- Ежемесячно в фонд будет поступать порядка пяти миллиардов тенге. Эти деньги будут накапливаться, поскольку они являются активами фонда, которые хранятся на счетах Национального Банка. Возникает вопрос: зачем накапливать, давайте остановим?! Да, конечно, можно остановить, и нам потребуется уже по ходу процесса накапливать средства. Но мы ведь не хотим повторить ошибку прошлого фонда? Когда у нас не было подушки безопасности в виде дополнительных активов, резервов, и в какой-то момент пошел разрыв в фонде между платежами и поступлениями и фонд задолжал больницам и разорился. И поэтому в соответствии с требованиями Нацбанка, у нас это в законе прописано, фонд должен иметь месячный объем денег. К 2020 году эта сумма будет составлять около 80 миллиардов тенге. И эти деньги должны 1 января 2020 года лежать на счету, как и 3 процента, предусмотренные на непредвиденный случай, а это составляет порядка 30 миллиардов. То есть 110 миллиардов тенге к 2020 году должно быть. Мы предполагаем, что 160 миллиардов будет накоплено, из них 110 миллиардов на резервы в 2020 году, на обеспечение стабильности фонда, остальные деньги на медуслуги застрахованным. Очень важно, что деньги, которые вы платите за свое страхование, не расходуются на тех, кто не застрахован, они тратятся только на вас и на расширение пакета услуг. И у нас по расчетам планируется увеличение расходов на застрахованных. В рамках ОСМС будет больше денег выделяться и, соответственно, больше услуг, больше лекарств.
- Учитывая, что заработную плату штат фонда получает со взносов населения, следует вопрос: если мы два года не будем получать медуслуги, должна ли выплачиваться заработная плата сотрудникам фонда, председателю?
- Фонд уже работает и будет работать дальше. Он будет проделывать ту работу, которую планировали ранее. Мы предлагаем, чтобы фонд уже начал закупать и оплачивать медуслуги, но не за счет своих денег, а за счет тех средств, которые даст ему государство в виде трансфертов. То есть государство поручит фонду от своего имени предоставлять и оплачивать объем гарантированной медицинской помощи населению, а это порядка 950 миллиардов тенге. То есть заработную плату за этот период штат фонда должен получать из госбюджета.
-Касательно фонда медстрахования. Недоверие населения к нему связано с тем, что фонд является по сути монополистом с миллиардами тенге на счету. И есть не самый лучший пример в виде ЕНПФ, к которому у казахстанцев накопилось много вопросов. Может, по этой причине у людей есть недоверие к фонду медстрахования и к тому, защищены ли наши с вами деньги от оттока, скажем, в какой-нибудь азербайджанский банк?
- Смысл работы ЕНПФ - накапливать и увеличивать объем денег, зарабатывать на деньгах этих, инвестировать. Модель медицинского страхования другая. Мы платим деньги, они тут же расходуются. Смысл в том, что платят все, и платят и те, кто не пользуется услугами, но пользуются те, кому это необходимо. Модель ОСМС такая, что балансовый итог равен нулю, получаем-тратим. То есть сколько накапливается, столько и тратится. Есть, конечно, 3 процента гаранта, которые должны быть на счету Нацбанка. Но этот процент Нацбанк должен отдать по первому же требованию фонда.
- Среди населения бытует мнение, что фонд страхования создали искусственно для того, чтобы перекрыть дыры в государственном бюджете. Ваше личное мнение по этому поводу?
- Я же вам прямо говорю, нам нужно больше денег на здравоохранение. Нас становится больше, детей, пожилых людей. У нас новые технологии лечения. Это все требует денег. Мы за те деньги, которых раньше нам хватало, с одним рентген-аппаратом, с одним фонендоскопом, не справимся. Вот о чем речь идет. Нам как стране нужно больше зарабатывать и, соответственно, больше тратить. И вопрос стоит в том, что кто-то зарабатывает, но не платит налоги и за счет других хочет и лечиться, и учиться. Справедливо это или нет? 15 процентов населения не платят налоги. Мы с вами платим подоходный налог, работодатель платит еще и соцналог. Хорошее здравоохранение требует денег, и мы все должны больше за это платить. Я лично готов платить из своей заработной платы. Я даже готов платить больше.
Последние новости