Григорий КОПАНИЧУК: Поборы в школе
Первую неделю октября из-за двойного праздника Дня учителя – казахстанского и международного - вполне можно назвать неделей образования и, помимо поздравлений, обсуждать и другие актуальные проблемы этой сферы.
Одна из самых злободневных тем в социальных сетях - поборы в школе. Термин «поборы», употребляемый для обозначения сборов денег с родителей, имеет явно негативное содержание. Периодически проводятся кампании в СМИ и властных структурах по искоренению и недопущению этого повсеместного явления. Но до сих пор не было внятно разъяснено, что школа, как государственное учреждение, действительно не нуждается в сборах денег с родителей.
Работу школы контролирует государство, которое обеспечивает средние учебные заведения всем необходимым для их функционирования, как государственного образовательного учреждения. Школе не нужны родительские деньги. Но нужны ли детям технически оснащенные кабинеты, наглядные пособия, питьевая вода и туалетная бумага – это решение родителей и только их. Взвешенным и разумным оно будет только тогда, когда школьный бюджет станет прозрачным и доступным для общественного контроля.
Возникает некоторое противоречие между бюджетными образовательными миллиардами и тотальной бедностью конкретной школы. Если в сегодняшней экономической ситуации у государства действительно нет возможности технического и материального обеспечения образовательных учреждений по современным требованиям к образовательному процессу, то только родители школьников вправе решать, исходя из своих возможностей, в чем дополнительно нуждаются их дети, находясь в школьных стенах.
Поэтому правильнее было бы говорить не о поборах, а о добровольном вкладе родителей в материальную часть образовательного процесса их детей совместно с государством. Поле деятельности родительских комитетов классов и школы более чем серьезно, и праздничными мероприятиями оно вовсе не ограничивается. Именно родительские комитеты и должны работать как орган, анализирующий разумность финансовых запросов руководителей школы и класса, а также возможности родителей для их реализации.
Удивительно, что при всем негативном отношении к поборам родителей не интересует, как правило, куда же и на что пошли их деньги, что и по каким ценам было приобретено, какие мероприятия и для кого были проведены. Часто и сборы денег, и отсутствие контроля над их использованием родители объясняют страхом перед возможным предвзятым отношением к своему ребенку в школе. Что не может не оказать пагубного влияния на формирование личности ученика, на общественное мнение и на престиж школы.
Только финансовый контроль и открытость сделает добровольный родительский вклад в образовательный процесс своего ребенка средством воспитания и научит разумному и бережливому отношению к деньгам как взрослых людей, так и учеников. И только при таком подходе родительские вклады не превратятся в «поборы» и источник негативного отношения к образованию.
Последние новости