Диана ОКРЕМОВА: Бизнес на кризисе
Экономический кризис открывает для казахстанцев новые возможности. Особенно для тех, кто давно и прочно освоил витиеватые процедуры под названием «госзакупки».
И сколько ни пытаются внести прозрачность в это мутное, но прибыльное болото, сколько ни твердят о необходимости подотчетности, сколько ни взывает президент к совести и экономному поведению - воз и ныне там. Деньги налогоплательщиков остаются самыми легкими, потому что их не надо зарабатывать. За них нужно дать откат (говорят, нынче он доходит до 50% от суммы тендера) – и жизнь прекрасна!
В последние месяцы благодаря настойчивости журналистов и активных блогеров стали известны весьма интересные факты с цифрами. Да такие, что начинаешь невольно завидовать фантазии и неординарному уму чиновников, проводящих тендеры.
Например, покупка катера для ловли браконьеров атыраускими чиновниками вылилась бюджету почти в 1 млн евро. Но местные журналисты разведали, что подобное транспортное средство стоит около 0,5 млн евро. Пресс-служба ДВД не растерялась и сообщила, что остальное – вовсе не накрутка, а приобретение дополнительного оборудования, доставка, НДС и «стоимость финансирования покупки – 15 000 евро».
Нацбанк объявил тендер на покупку мужских и женских тапочек, сапог, перчаток, шапок более чем на полмиллиона тенге. Даже в самых смелых фантазиях трудно представить, зачем потребовалась одежда и обувь центральному финансовому органу страны.
А вот ГКП «Кентау сервис» отдела ЖКХ акимата этого города необходима «высокохудожественная посуда» за 129 100 тенге. Зачем? Все понятно – с обычной посуды трапезничать как-то не комильфо…
Управление акимата Астаны к новому году решило сделать царский подарок. Кому – пока неизвестно. 31 декабря на сайте появилось тендерное объявление «Организация оперативной фото- и видеосъемки акима. Организация оперативной записи и хранения новостных блоков» за 35 714 285 тенге. То есть почти три миллиона тенге в месяц! Завидуем молча.
В начале прошлого года то же управление занималось изготовлением памятных значков и ленточек Победы. Все бы хорошо, но сумма немного смущает – 13 млн тенге.
Надо ли говорить о том, что кризис совершенно не сказывается на невнятной статье «проведение государственной информационной политики? «Информационно-аналитическое сопровождение мероприятий по продвижению имиджа столицы» стоило нам почти 9 млн тенге. Столько же – «информационное продвижение новой правовой культуры и нового правосознания граждан, ориентированных на формирование принципа нулевой терпимости к беспорядку». Дело хорошее, без сомнений. Но не верю, что можно эту терпимость «продвинуть» статьями в газетах!
Тендеров в Казахстане проводится много. Читая о некоторых из них, поражаешься разному: неприкрытой наглости, изворотливости, оригинальности мышления авторов. И понимаешь, что госзакупки становятся вполне самостоятельным, окрепшим, несгибаемым бизнесом, со своими правилами игры, устоявшимися ставками откатов, откатанными схемами обмана налогоплательщиков. И вся эта нелепая дикость – вокруг нас, на наши деньги.
Экономия, говорите? Нет, не слышали об этом…
Последние новости