Юрий БОНДАРЕНКО: Учим колоть штыком?
Вспоминаю с восхищением ученых мужей, да и просто людей прошлого. Какая была память! Скажем, Аль-Фараби еще ребенком знал наизусть «Коран». А сказители и певцы запоминали длиннейшие тексты эпоса, подчас с такими деталями, что диву даешься.
Сказал об этом своему знакомому, опытному программисту, и услышал в ответ, казалось бы, очевидное: «А нужна ли нам сейчас такая память, когда в свободном доступе и Интернет, и справочники под рукой?» Действительно, хорошо это или плохо - но то, что не востребовано, само собой угасает или отходит на второй план. Скажем, много ли нужно сейчас тех, кто умеет подковывать коней или разводить почтовых голубей? И много ли требуется тех, кто, подобно репинским бурлакам на Волге, был бы способен день за днем тащить за собой груженые баржи?
Вопрос звучит риторически. Но вот в образовании - в первую очередь среднем и высшем - мы сталкиваемся с парадоксом далеко не регионального масштаба: до сих пор не в силах определиться, а что же нам оценивать и проверять? Кого мы хотим взрастить? Специалиста? Но что необходимо этому самому современному специалисту? Наши и российские СМИ с гордостью вещают о том, как экзаменуемых «отрезают» на ЕГЭ и ЕНТ от современных средств связи. И вдруг неожиданно всплывает в памяти эпизод из воспоминаний известного французского писателя, который накануне Второй мировой с грустью наблюдал, как ветераны прошлой войны обучали новобранцев штыковому бою - воинскому искусству прежних лет - в эпоху танков и автоматов.
Не происходит ли нечто подобное и у нас? Мы проверяем память и знание деталей, которые, конечно, тоже нужны, но, как и штык на поле боя, давно уже не являются главными. Точно так же, как и при подготовке повара, которая, конечно же, и знаний требует, но все-таки разумный педагог не станет настаивать, чтобы экзаменуемый наизусть запоминал все рецепты из «Поваренной книги». Главное - чтобы готовить научился
В целом же сегодня куда важнее учить отсеивать избыточную информацию, информационную пыль, мешающую видению и пониманию целого, учить плавать в информационных и псевдоинформационных потоках, чтобы не захлебнуться в них. И, естественно, учить мыслить. Но здесь и определенные задачи на сообразительность не всегда оказываются палочкой-выручалочкой. Ведь сами алгоритмы, сами задачи и принципы их решения могут быть разными, поэтому далеко не всегда с помощью понятных кому-то заданий можно определить смекалку другого человека, а тем более ребенка. Я, например, увлекаясь шашками, могу без труда обыграть в них международного гроссмейстера по шахматам, но буду разгромлен шахматистом не только первого, а, скорее всего, и второго разряда. Почему? Да потому что и то, и другое - не просто интеллектуальные игры, а игры, требующие различных навыков.
Как же быть? Я лично не знаю панацеи от всех наших, далеко не только казахстанских проблем, но боюсь, что сегодня информационное загрязнение по своей опасности становится в один ряд с опаснейшими видами загрязнения окружающей среды. А некоторые грани сегодняшней системы образования не только не помогают бороться с этим загрязнением, но и способствуют ему. А что думаете вы?
Последние новости