Экспериментальный ремонт улицы Мауленова не выдержал испытания костанайской зимой

Причину разрушения дорожного полотна должна выяснить специальная комиссия

Ольга ЛИХОГРАЙ

19 марта 2014, 18:05 |  Общество

Участок на отрезке ул. Мауленова от ул. Л. Беды до ул. Уральской в Костанае длиной 146 м стал первым в Казахстане, отремонтированным по американской технологии. В сентябре прошлого года на нем появилось терракритовое покрытие. Подрядчик дал гарантию на 2 года. 

А в середине марта улица Мауленова традиционно «поплыла». Часть улицы, которая ближе к автобусной остановке «Дом Печати», оказалась под водой, на полотне появились выбоины. 17 марта дорожники показали корреспонденту «НГ» кусок асфальта, выдолбленный во время ремонта. Его толщина - всего 4 см. Маловато для обычного среднего ремонта, при котором по нормативам толщина асфальта должна быть не ниже 5-7 см. За два дня работники ТОО «АБЗ плюс» здесь забили брусчаткой 14 выбоин. Ремонт продолжился и во вторник, и в среду. 

Отрезок ул. Мауленова от ул. Л. Беды до ул. Уральской, на котором применили стабилизацию грунта с помощью полимера под названием терракрит, производимого в штате Техас (США), полностью отремонтировали 25 сентября 2013 года. Заграничная технология не спасла улицу от стандартных весенних разрушений.

В эти выходные дни на ул. Мауленова появились дорожные знаки ремонта

Экспериментальный ремонт вместе с обычным ремонтом на участке от ул. Дощанова до ул. Леонида Беды обошелся городскому бюджету в 40 млн тенге. Средства, которые пошли исключительно на терракритовое покрытие, чиновники посчитать так и не смогли. В акимате Костаная тогда же сообщали, что толщина нового покрытия - 33 см, но по прочности оно не уступает асфальтобетонному покрытию толщиной 60-70 см, которое обычно применяется при капитальном ремонте улиц и реконструкциях. По экспериментальному участку пускали специальную машину - ресайклер, которая перекрошила старую дорожную «одежду». В эту крошку добавили цемент и во время перемешивания полили водой с полимером. Полимер терракрит разводили с водой в пропорции 1:50. После этого поверхность сравняли грейдером и прикатали катком.

Через полгода здесь заделывают ямы брусчаткой работники ТОО «АБЗ плюс». Директор ТОО Мендыбай ОМАРОВ сразу сообщил «НГ», что ремонт этого участка ул. Мауленова производила другая фирма. 

- Наши специалисты работают на данном участке Мауленова только потому, что он входит в список улиц, которые относятся к нашему содержанию, - пояснил он. - Это не ямочный ремонт. Рабочие просто забивают ямы брусчаткой, чтобы выравнять проезжую часть.

То, что на ул. Мауленова сейчас делают не ямочный ремонт, а работы по «поддержанию трассы в проездном состоянии», подтвердил и заместитель акима Костаная Виктор РАДЧЕНКО.

- Трассу выравнивают, чтобы по ней хоть как-то можно было ездить, - сказал он. - Как только полностью сойдет снег, улица подсохнет, начнется ямочный ремонт. И делать его за свой счет будет подрядчик - ТОО СК «Гермес-2011», который ремонтировал улицу в прошлом году и давал гарантию.

Толщина асфальта, выдолбленного из ямы по ул. Мауленова, менее 4 см

По мнению Радченко, еще рано судить о том, почему американская технология не сработала на костанайской улице. При сухой погоде специальная комиссия проведет дефектовку участка и выяснит, где были допущены нарушения. 

Директор ТОО СК «Гермес-2011» Мурад ПОГОСЯН не смог пояснить, почему улица «поплыла». 

- Пока трудно ответить на этот вопрос, - сообщил он. - Мне нужно сначала посмотреть, почему так получилось.

Более четкие предположения о том, что произошло с улицей Мауленова, нам удалось услышать от Талгата ТАНАТКАНОВА, который пытается внедрить в Костанае американскую технологию с применением техасского полимера.

- Терракрит не добавлялся в асфальт, его добавляли в дорожную подушку, которая находится под асфальтом, - объяснил Танатканов. - Уверяю вас, что она и сейчас в отличном состоянии. С помощью полимера увеличился модуль прочности и повысилась водонепроницаемость улицы. Проблема в том, что эту дорожную подушку нужно было хорошо укатывать кулачковыми катками, которых у ТОО СК «Гермес-2011» не было.

Эта пятнадцатая яма на ул. Мауленова - по размеру такая же, как и все предыдущие, около 1,5-2 кв. м

Как отметил Танатканов, технология требует, чтобы асфальт укатывали в течение двух часов после того, как его положили. Но в связи с тем, что арендованная техника приходила укатывать улицу спустя 6 часов, а то и больше, было много нарушений. 

- Обидно, что технологию не удалось показать в полной мере. Но акимат в курсе этих проблем, и костанайские чиновники заинтересованы в дальнейшем применении новой технологии, - отметил специалист. - Предполагаю, что не совсем заинтересованы ваши дорожники, которые привыкли ремонтировать улицы за большие деньги. А ведь благодаря терракриту на капитальном ремонте можно экономить около 30% бюджетных средств. В масштабах области это приличные суммы.

Эксперт ссылается и на опыт Башкортостана, где эта технология отлично себя зарекомендовала, несмотря на более суровые погодные условия, чем в Костанае.

На вопрос о том, что на самом деле мешает хорошо ремонтировать улицы Костаная (нерадивые подрядчики, недальновидные чиновники или другие факторы), специальная комиссия должна будет ответить уже в конце апреля.