Евгений ШИБАРШИН: Личность «преемника» не важна
Мероприятия, связанные с празднованием Дня первого президента РК, вновь возбудили тему «второго» президента РК. Передачи на телеканалах и статьи в газетах, рассказывавшие о жизненном пути и заслугах Нурсултана Назарбаева, официальные и неофициальные признания в уважении к нему (а иногда и в любви) – все это невольно поставило вопросы: кто будет и, главное, что будет в стране после него?
Одни вглядываются в ближайшее окружение главы государства, пытаясь разглядеть там лицо наиболее вероятного «преемника», другие гадают о возможных изменениях в политической системе, которые создадут условия для преемственности курса Назарбаева. Но и те, и другие не замечают, что процесс передачи власти уже пошел. Законодательное закрепление за Назарбаевым статуса Лидера нации показывает, что, скорее всего, на каком-то этапе главой государства станет другой человек, но основные государственные решения он будет принимать с согласия Елбасы. К этой управленческой схеме можно было бы перейти уже сейчас, но пока не созданы необходимые условия.
Во-первых, у казахстанского Лидера нации пока нет достаточной легитимности, чтобы в случае всенародного избрания президентом другого человека общество безоговорочно доверило Назарбаеву право соучаствовать в управлении государством в качестве Елбасы. Тут важно не только правовое оформление данного статуса, но и закрепление его значимости в умах большинства граждан, причем чуть ли не на религиозном уровне. Данной цели, очевидно, подчинены пропагандистские меры (включая и празднование Дня первого президента), с помощью которых сознанию казахстанцев прививается признание особых заслуг Назарбаева.
Во-вторых, учитывая, что все мы не вечны в этом мире, данная схема руководства страной исторически ограничена. Поэтому уже сейчас нужно формировать политическую систему, которая бы ограничивала авторитаризм будущего главы государства. Ибо страну после Назарбаева может взорвать именно концентрация власти в одних руках, сложившаяся в Казахстане, которая неминуемо приведет к переделу собственности.
Мировой опыт в таком случае ничего другого не дал, кроме повышения роли представительных органов власти. В этой сфере у Казахстана ситуация сложная. Нужна реальная многопартийность, но за 22 года независимости партийное поле так «зачистили», что увидеть парламент в современном облике в ближайшее время нереально. Назарбаеву ничего другого не остается, как выстраивать механизм решения внутриэлитных разборок через партию «Нур Отан». По этой причине некоторые влиятельные люди недавно введены в руководящий орган «Нур Отана», а партия «затачивается» на усиление контроля над органами исполнительной власти.
В-третьих, казахстанцам нужна объединяющая идея. Скорее всего, именно по этой причине было объявлено о «досрочном» выполнении «Стратегии – 2030» и выдвижении «Стратегии – 2050». Расчет на то, что амбициозные цели, которые там поставлены, объединят нацию. Автором Стратегии назван Назарбаев, а это уже заявка на идейного лидера Казахстана в ближайшие десятилетия.
Последние новости