90% населения Костанайской области положительно оценивают государственную языковую политику

По итогам заседания аким области дал поручения управлениям по развитию языков, образования, культуры

Галина КАТКОВА

22 ноября 2013, 16:38 |  Государство

Таков результат социологических исследований, проведенных в 2013 году, сообщил на расширенном заседании облакимата сегодня, 22 ноября, руководитель управления по развитию языков Жанболат УМБЕТОВ.

Эти исследования показали, что 58,8 % населения региона сегодня владеет казахским языком, в том числе 35,4% на высоком уровне, 23,4% - на среднем, 21,2% владееет казахским языком в незначительной степени. 20% населения государственным языком не владеет совсем.

По госслужащим исследования дали следующую картину: 56,1% владеет государственным языком на высоком уровне, 26,4% - на среднем, 13,2% - незначительно и 4,3% не владеют казахским языком.

- Вы сами-то верите, что тех, кто не знает язык, всего 4%? - обратился к руководителю управления аким Костанайской области Нуралы САДУАКАСОВ.

- Нет, но таковые данные социологических исследований, - последовал ответ.

- Кому нужны такие данные? По вашим сведениям, в области растет количество детей, обучающихся на государственном языке, но это же не так, - продолжил аким области, - процент обучающихся на госязыке растет, но он рассчитывается об общего контингента школьников, однако в абсолютных цифрах таких детей меньше. Как же вы оцениваете реальную ситуацию? Тем более, что мы здесь еще не поднимаем проблему преподавательского состава. В 118 школах области ученики 9 -11 классов показали плохое качество знаний, нет ни отличников, ни хорошистов. В том числе и по языкам... Не надо радужных картин, основанных на формальных отчетах. Надо на деле улучшать работу, тем более, что мы говорим о развитии не только государственного языка, но и других – русского, как языка межнационального общения, английского. Поэтому 11,5 тысяч взрослых, обучающихся казахскому, и 593 – английскому – это мизер для области, где сейчас практически в каждом районе имеются центры обучения языкам. Они не должны работать формально: отвели положенное количество часов и не важно, насколько качественно люди освоили язык. И туда не должны приглашать народ только перед приездом кого-то из областного акимата, чтобы продемонстрировать массовость, как это бывает. Работа нужна настоящая, системная, реальная.