Диана ОКРЕМОВА: «Нашей медиа-отрасли нужно одно: чтобы чиновники дали ей свободу»
В начале февраля появился занятный документ – план реализации госпрограммы «Информационный Казахстан - 2020». Бумага расписывает по пунктам, как должна «информационно» развиваться страна в 2013-2017 году. Но я остановлюсь лишь на медиа-составляющей.
Здесь, на первый взгляд, все прогрессивно и разумно: модернизация отечественных СМИ, развитие интернета, повышение профессионализма журналистов. Кажется, что в каждом слове сквозит забота о прессе и интересах потребителей. Но в итоге становится понятно: программа направлена на развитие исключительно государственные СМИ. Например, одна из целей: «увеличение объема рекламных средств, привлекаемых государственными СМИ, на 35 % - в 2017 году, на 50 % - в 2020 году (относительно 2012 года)». Не совсем понятно, государство собирается напрямую вмешиваться в раздел рекламного рынка или будет использовать административный ресурс скрытно?
Или вот: «конкурентоспособность казахстанских СМИ предполагается повысить через стимулирование производства отечественного контента, а также позиционирование одного из государственных телеканалов как поставщика эксклюзивных материалов о масштабных событиях в жизни страны, о важнейших новостях глобального уровня, уникальных видеоматериалов от зарубежных партнеров». Очень сомнительно, что явное лоббирование одного конкретного СМИ поможет повышению конкурентоспособности всей прессы.
Целая глава уделена повышению имиджа государства. Отныне «посредством государственного заказа на проведение государственной информационной политики будут решаться социальные, культурные и образовательные задачи общенационального значения». Хотелось бы спросить авторов, как именно рекламные по сути материалы могут решать столь серьезные задачи?
Моей личной радостью в этой бумаге стал пункт «проработка вопроса по пересмотру структуры государственного заказа». Ну, наконец, подумалось, наши чиновники осознали бессмысленность вливаний денег в прессу. Однако список ответственных за проработку охладил эмоции: РТРК «Казахстан», агентство «Хабар», «Егемен Казахстан», «Казахстанская правда». Те, кто прочнее и дольше всех сидит «на игле» госзаказа, будут пересматривать его структуру! Нет сомнений в их объективности.
Высказаться насчет реализации программы поспешили министр культуры и информации Мухтар Кул-Мухаммед и госсекретарь Марат Тажин. И речи их были преисполнены негодования по поводу неэффективности государственных СМИ, нулевых рейтингов, «пропагандистских ура-ура»… Но решать эти проблемы они предложили весьма оригинально: снова вкладывать деньги в государственную прессу, сильнее контролировать содержание СМИ и т. д.
Все это напоминает порочный замкнутый круг. Ведь совершенно ясно, что вложи хоть все деньги мира в «Хабар» или «Казправду», сделай их супер технически оснащенными, они не вызовут больше доверия у населения. Нашей медиа-отрасли нужно одно: чтобы чиновники дали ей свободу, перестали вмешиваться в редакционную политику, ослабили поводок постоянного контроля. И создали равные условия для всех. Вот тогда деньги налогоплательщиков перестанут «выбрасываться в топку», а СМИ смогут конкурировать друг с другом за читательский интерес.
Последние новости