Член президиума ОСДП Петр СВОИК - о ситуации в оппозиции и в стране
Евгений ШИБАРШИН
28 января Костанайский областной филиал ОСДП избрал делегатов на съезд, который должен принять новую программу партии. На конференцию в Костанай приехал член президиума Общенациональной социал-демократической партии Петр СВОИК. Он согласился рассказать «НГ» о своем видении политической ситуации в Казахстане.
ОСДП после объединения с демократической партией «Азат» переживает кризис. Мало того, что Министерство юстиции РК до сих пор не перегистрировало ее в новом качестве, так еще и сама партия оказалась разделенной на два крыла: буржуазно-либеральное и социал-демократическое.
- Петр Владимирович, разногласия так велики, что это грозит расколу в партии?
- Мы приложили много усилий, чтобы демократическая партия «Азат» и ОСДП объединились. Хотя в нормальной парламентской ситуации объединять «левых» и «правых», либералов и социал-демократов - это не совсем правильно. У нас же стояла задача не перетягивать канат в пользу левой или либеральной идеи, а добиваться парламентаризации авторитарной, президентской системы. Здесь у нас задача была одна. Объединение - абсолютно правильное решение. Ради объединения мы удовлетворили все амбиции: ввели институт сопредседателей и пост генерального секретаря - все это тоже было правильно на тот момент. Но что показала жизнь? Никогда из коллегиального руководства ничего толкового не получалось. Когда в парламенте кто-то из депутатов уходит в оппозицию - это правильно, когда внутри партии устраивается подобное, толку никогда не будет. Кстати, ни одна из партий, входящих в Социнтерн, куда приняли и ОСДП, не имеет института сопредседателей.
Ситуация такова: ОСДП - единственная реально оппозиционная зарегистрированная партия. На съезде мы примем новую программу, которая, может, не на все вопросы отвечает, но она про сегодняшнюю жизнь и про то, что будет завтра.
- И как же вы характеризуете сегодняшний день Казахстана?
- Те действия, которые в последнее время предпринимает власть, говорят, что авторитарная, президентская система подошла к своему последнему рубежу. Сколько времени это состояние будет еще продолжаться, сказать сложно, но уже ясно, что система себя исчерпала. Само правительство признало, что трещат сами основы. В подведении итогов «Стратегии-2030» я вижу даже некоторые элементы паники. Да и в «Стратегии-2050» нет ведь ничего конкретного не только на эту перспективу, но даже на 2030 год. Там все о дне сегодняшнем. Но вот сам план мероприятий правительства по реализации «Стратегии-2050» меня сильно заинтересовал. Я увидел в нем фактическую ревизию всех основ, что меня впечатлило.
Очевидно, уже дошли до крайней точки. Недавно я провел некоторые экономические изыскания, опираясь на официальные данные, и получил любопытные цифры. Например, общий долг экономики Казахстана составляет около $135 млрд. Из них на промышленность приходится около половины, а остальное приходится на две крупные позиции: консультации транснациональными компаниями своих «дочек» в Казахстане (наконсультировали на $14 млрд) и, оказывается, Казахстан более $50 млрд задолжал за… геологоразведку. Мы отдали святая святых - информацию о своих недрах, да еще и задолжали за нее!
- Если в экономике вы увидели, что правительство взялось за «ревизию всех основ», то в политической системе пока особых изменений не планируется. Система себя не исчерпала?
- То, что сейчас делает Назарбаев, это показатель двух вещей. Первое - он категорически не удовлетворен тем, что происходит, и пытается через кадры, через постановку новых задач правительству все это перемешать. Второе - он ничего не будет менять в политической системе. Будет держать те же кадры. В каком-то смысле это правильно. Если он начнет трогать политику, все посыпется. Ему, наверное, не все равно, что после него останется, но думает, что у него еще много лет впереди. К тому же, на мой взгляд, он и не знает, что делать.
Пока Назарбаев лишь регулирует баланс внутри казахских олигархических кланов. Ситуация очень вязкая. С одной стороны - консервативная, с другой - очень хрупкая. Изменения, если и возможны, то под воздействием внешних событий. На это могут повлиять события в Европе и США, если финансовый кризис вызовет падение мировых цен на углеводороды. Тогда наша экономика лишится «крови», и правительство окажется в растерянности.
- Как бы то ни было, но, судя по последним действиям власти, она все-таки пытается как-то реагировать на вызовы времени, сужая пространство для критики со стороны оппозиции. Сможет ли оппозиция в таких условиях не потеряться окончательно?
- Если честно, то оппозиция в Казахстане зеркалит режим и недотягивает до соответствия стоящим перед страной вызовам. На явления типа Таможенного союза или атомной энергетики она реагирует поверхностно, ситуационно и не очень профессионально.
В развитых странах оппозиция - часть власти. За них проголосовало меньше избирателей, что не позволило им сформировать свое правительство, но завтра ситуация может измениться. Там политический цикл идет от выборов до выборов. У нас оппозиции во власти нет вообще. Поэтому серьезные люди в оппозиции оказываются случайно. Наша оппозиция - это во многом пена. В авторитарной системе власти по-другому и не может быть.
В системе разделенной власти любой потенциал востребован. Даже какой-нибудь не очень респектабельный депутат в парламенте все равно работает на страну. В авторитарной системе любой деятель не может быть интеллектуальнее, содержательнее Самого. Из всех качеств самое главное - лояльность Самому. Кто не попадает под эту категорию, те вышвыриваются. В стране и так мало интеллектуального потенциала, так он еще бездарно растранжиривается.
Сама авторитарная система поощряет глупость и жадность. Хотя, когда говорят, что у нас власть проворовалась, это неправильно. Власть не ворует. Просто авторитарная система - это соединение политической власти с экономической. Иначе она работать не может. Обладатель высшей политической власти должен обладать высшей экономической властью, иначе тот, у кого богатства больше, его скинет и сам сядет во главе. И коль скоро была поставлена задача приватизировать экономику, то в рамках этой приватизации главный начальник должен большую часть приватизировать себе и под себя, а также под близких родственников. Он не вор, он правильно соблюдает построение власти.
В Казахстане этот цикл заканчивается, и придется идти на систему разделения власти.
Последние новости