Евгений ПОЛУЯНОВ: Подопытные «школики»
Вспоминая свои годы учебы в школе, со сложившейся и одной из лучших системой советского образования, с грамотными и талантливыми учителями, с толково составленными учебниками, по которым занималось не одно поколение детей, в памяти всплывает только единственная реформа, пришедшая на мои годы обучения. Это переход на одиннадцатилетнюю систему образования, когда мы, перепрыгнув один класс, из третьего сразу перевелись в пятый.
Сосчитать реформы, проекты, нововведения, которые свалились на головы учеников, родителей и педагогов за последние 10-15 лет, наверное, не хватит пальцев. Почему-то каждый новый министр образования пытается что-то перечеркнуть, поменять, внедрить, опробовать и тем самым войти в историю. Уже целое поколение нынешних и недавних школьников, словно подопытные кролики в лаборатории министерства, на своей шкуре испытывают всевозможные эксперименты.
Это и внедрение обновленной системы образования с замысловатой шкалой оценивания, пришедшей из элитной Назарбаев интеллектуальной школы, и введение новых форм контроля в виде СОРов и СОЧей, и чуть ли не ежегодно меняющиеся учебники, в которых обнаруживаются ошибки. Заявив о 12-летнем образовании, на западный манер, детей из садов стали выпускать в 5-6 лет, ведь появилось сплошное недоразумение - класс предшкольной подготовки. Чего стоят заглохшая, практически не начавшись, эпопея с преподаванием дисциплин на трех языках и экзамены, превратившееся в спецоперацию ЕНТ строгого режима. Перегрузили школьную программу непонятными предметами, таким, как "Самопознание", предложенное Сарой Назарбаевой. Расчленили на "Естествознание" и "Познание мира" привычное "Природоведение". У родителей школьников младших классов голова идет кругом от всех этих «знаний».
Свою лепту внесла и пандемия, привнесшая в школьную жизнь цифровизацию, «удаленку» и «дистанционку», порой сведя контакт учителя с учеником до сообщения в ватсап вместо наглядных лабораторных и практических занятий.
Неужели чиновники и, в первую очередь, педагоги до сих пор не поняли, что подобные множественные эксперименты над «школиками», больше похожие на разброд и шатание, не приведут к качественному образованию?
А его уровень периодически отражается в различных мировых рейтингах. Так, осенью прошлого года, в рейтинге стран по качеству системы образования журнала Ceoworld мы заняли 62-е место из 93, что хуже показателя даже Киргизии, не говоря уже о России. Совсем недавно под громким заголовком новостных сайтов «Казахстан вошел в рейтинг стран с лучшим образованием» обнаружил, что по версии US News & World Report образование нашей страны заняло 71-е место из 78-ми, оставив позади из постсоветских стран только Узбекистан.
На днях возобновили штатный режим обучения и школьники всех параллелей вернулись за парты. Самое время наверстывать упущенное, непройденное, непонятое. Не стоит расслабляться. Об очередной порции пилотных нововведений заявили уже не чиновники министерства, а… бизнесмен Айдын Рахимбаев, совладелец частных школ. По его мнению, отставание уровня казахстанского образования от передовых стран заключается в продолжительности учебного года. "Например, в Китае и Корее учеба длится 42 недели, в Сингапуре – 39. А в Казахстане до сих пор постсоветская система образования – 34 недели", - написал Рахимбаев в Facebook.
Интересно, что и в большинстве стран бывшего Союза сохраняются такие же прежние стандарты учебного года и каникул, однако уровень образования выше казахстанского. Так, может, все-таки не в количестве недель загвоздка?
Последние новости