Аркадий ДЕНИСОВ: Под грифом «Псевдо»
Заявление Елбасы о желании провести перераспределение полномочий между ветвями власти основательно встряхнуло общество. Сегодня об этом говорят даже люди, далекие от политики, причем обсуждают не столько предполагаемые последствия от предполагаемых же изменений, сколько причины, подтолкнувшие главу государства к этому шагу.
Ведь, как ни крути, а предыдущие четверть века прошли под знаком максимальной концентрации власти в одних руках, что шло вразрез со ст. 1 Конституции РК, где черным по белому написано: «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством».
За прошедшее время выпестовано целое поколение хамелеонов, чутко реагирующих на любое слово, любой взгляд с властного Олимпа, полностью лишенных самостоятельного мышления. Этих полуроботов никогда не посещала мысль, что этот человек, их господин, может надорваться от тяжести полномочий. Сегодня они дружно запели о «гениальном, историческом, судьбоносном» решении хозяина, прикидывая, что несет лично им предложенная реформа, передающая около 40 полномочий президента ветвям власти. Внешне - вроде бы внушительная часть, но вот при ближайшем рассмотрении нетрудно обнаружить, что никаких существенных рычагов не передано.
К примеру, раньше правительство было ответственно только перед президентом, теперь - перед президентом и Парламентом. И как вы думаете, за кем останется последнее слово? Из той же оперы - положение о роспуске Парламента. Раньше Елбасы принимал решение сам, теперь - после консультации с премьером и председателями палат Парламента, то есть, «Мы тут посовещались, и я решил».
Еще один пример: раньше президент мог председательствовать на заседании правительства по особо важным вопросам, сегодня - при необходимости. Вы заметили разницу? Я - нет.
Думаю, примеров достаточно, чтобы понять: предстоящая реформа носит выставочный характер.
Кстати, ответственность за экономические реформы теперь целиком лежит на кабинете министров. И что это меняет? А раньше кто отвечал за проваленные программы? Да никто, как ни странно, легче было распустить или сменить правительство.
С внедрением реформы мы должны поверить в то, что чиновники начнут принимать самостоятельные решения. Но ведь им будет трудно, а скорее — невозможно, сломать стереотип мышления. Требуется новый генератор идей, а его в стране не видно. Даже самые перспективные государственные деятели вроде Бишимбаева заражены бациллой коррупции и личного обогащения. Мне лично известен один человек, который думал о государстве, за что и пострадал. Это Галымжан Жакиянов, бывший лидер ДВК, вынужденный уехать из страны. Можно также вспомнить судьбу Алтынбека Сарсенбаева и Заманбека Нуркадилова. Политическая система, выстроенная Елбасы, не терпит конкуренции. И сегодня некому передать трон, любой из окружения может предать. Будем ждать взросления внука? О всенародных выборах говорить не приходится, это не про нас, не про Казахстан.
Последние новости