Очередное подорожание ГСМ: АЗС меняют ценники на бензин АИ-92
informburo.kz
Новый ценовой тренд, стартовавший на днях в Алматы, распространяется по регионам.
В Казахстане снова подорожал бензин марки АИ-92, сообщает informburo.kz. Одними из первых ценники на ходовую марку топлива в Алматы сменили три крупнейших сети автозаправочных станций: Sinooil, Royal Petrol и "Газпром нефть – Казахстан". На изменение стоимости бензина в Казахстане снова повлияла непосредственная зависимость отечественного рынка ГСМ от России.
"Цена на бензин марки АИ-92 на АЗС сети "Газпромнефть" в Казахстане выросла на 3 тенге за литр: с 136 тенге до 139 тенге. Текущая ситуация связана с повышением отпускных цен на топливо в Российской Федерации", – прокомментировали informburo.kz в пресс-службе компании "Газпром нефть – Казахстан".
В компании пояснили, что реализуют топливо класса "Евро-5", произведённое на Омском нефтеперерабатывающем заводе. При этом "Газпром нефть – Казахстан" не исключает возможности дальнейшего роста отпускных цен на бензин в России, а это значит, что в Казахстане стоимость топлива может ещё немного повыситься. На сколько именно, не уточнили.
Вслед за алматинскими АЗС цены на бензин АИ-92 начали поднимать реализаторы и в других регионах страны: так, например, в восточном Казахстане сеть автозаправочных станций LNP-GROUP торгует ходовой маркой по цене 137 тенге за литр. Вместе с тем всё в том же Усть-Каменогорске стоимость аналогичного топлива на АЗС "КазМунайГаза" не изменилась, и оно там на 4 тенге дешевле.
В Семее "Авантаж ойл" продаёт АИ-92 за 137 тенге, сеть АЗС "Есиль" в Кокшетау – за 140 тенге.
Отпускная цена на бензин в Россия меняются под влиянием налоговых реформ, которые проводятся в соседней стране. По прогнозам экспертов, топливо там до конца 2017 года может подорожать ещё как минимум на 10%.
"В России продолжает реализовываться большой налоговый манёвр, который заключается в том, что повышаются акцизы, налог на добычу полезных ископаемых и снижаются экспортная пошлина на нефтепродукты и сырую нефть, которая вывозится. Там постоянно идёт повышение акцизов и всего прочего, а наш рынок зависит от поставок топлива из России. И вот, по прогнозам российских же экспертов, в текущем году цены на бензин вследствие этого манёвра должны повыситься от 8 до 12%, – рассказал экономист Сергей Смирнов.
Впрочем, то, что казахстанский рынок ГСМ сильно зависит от России, – давно не секрет. Ежегодно соседняя страна покрывает порядка 1 миллиона тонн дефицита бензина в Казахстане. И это не считая солярки. Любые сбои или перемены тут же дают о себе знать, примеров тому – множество. Один из последних случаев произошёл в ноябре 2016, когда также было зафиксировано подорожание, которое сопровождалось ещё и нехваткой топлива – местами продавали не более 20 литров в одни руки.
Избавиться от зависимости и начать обеспечивать свой рынок топливом самостоятельно в Казахстане намерены после модернизации всех трёх нефтеперерабатывающих заводов: Атырауского, Шымкентского и Павлодарского. При этом сроки завершения модернизации периодически сдвигаются, суммы, предусмотренные на ремонт, сокращаются, потенциальные объёмы переработки снижаются. В связи с этим эксперты не уверены, что даже после модернизации Казахстан избавиться от топливной зависимости.
"Когда утверждался комплексный план модернизации наших заводов в 2009 году, которая должна была закончиться в 2015 году, заявлялось, что будет перерабатываться 18-18,5 миллионов тон нефти, чтобы полностью наш рынок обеспечить высокооктановым бензином. А сейчас я встречал информацию, что Канат Бозумбаев (министр энергетики РК. - Авт. ) где-то в конце ноября заявил, что после модернизации наши заводы будут перерабатывать 15,8 миллионов тонн сырой нефти. И хотя Бозумбаев говорил, что этого хватит для нашего рынка, я в этом отношении сильно сомневаюсь, поскольку потребление высокооктанового бензина в Казахстане растёт", – отмечает Сергей Смирнов.
Россия готова покрывать дефицит бензина в Казахстане ещё два года. Об этом ранее заявил заместитель министра энергетики РФ Кирилл Молодцов. Предполагается, что этого времени хватит для завершения модернизации наших НПЗ. Таким образом, стабильности на отечественном рынке ГСМ в ближайшее время, похоже, ждать не приходится.
"Каждый в первую очередь решает свои проблемы. Если у России возникнет дефицит топлива, допустим, из-за той же низкой экспортной пошлины, пойдёт больше утечка нефтепродуктов в Европу, что создаст дефицит в самой России или остановятся на ремонт их заводы, конечно, тогда они будут в первую очередь решать свои проблемы, а потом уже с друзьями-братьями делиться. Рынок есть рынок", – высказался казахстанский экономист.
Впрочем, цены на топливо в Казахстане, по мнению Сергея Смирнова, могли бы быть и выше, на уровне российских, если бы не государственные манипуляции на рынке.
"Мы видим, как они отпустили в свободное плавание и бензин АИ-92 и дизтопливо, но тем не менее, если бы они в свободное плавание отпустили, цены были бы гораздо выше. Их всё равно власти искусственно сдерживают", – считает эксперт.
Как могут измениться в ближайшее время цены на топливо в Казахстане, эксперты прогнозировать не берутся, однако они не исключает того, что уже к февралю 2017 года стоимость АИ-92 поднимется и на других заправках, в том числе на АЗС "КазМунайГаза".
Последние новости