Вторая персональная выставка российского художника Виталия Шаповалова открылась в Костанае

Лика НОВИКОВА

2 июля 2016, 11:38 |  Культура

Выставка художника из Башкортостана «Затерянные между степью и небом» открылась в областной картиной галерее 1 июля. В дождливую погоду гостей встречала музыка и яркие полотна на стенах.

Член Международной федерации художеств, творческого союза художников России Виталий ШАПОВАЛОВ начал заниматься творчеством в 2007 году.

- Моя семья позволила мне заниматься творчеством, - рассказал он "НГ". – Когда мои дети встали на ноги, определились, я начал заниматься собой. Никогда не поздно заняться собой и попытаться себя реализовать.

По словам художника, он мыслит символами и пытается сделать так, чтобы люди не остапвались пассивными зрителями его картин.

- Хотелось бы, чтобы человек не просто посмотрел и ушел, а подумал. Пусть даже он скажет, что ему это не нравится, но тут уже будут затрачены его резервы на оценку, - пояснил Шаповалов. - Есть категория людей, которая думает и хочет это делать, размышляет, ведь есть вещи, которые сразу принять невозможно. Хотя сейчас все в жизни происходит на бегу, а нужно остановиться и подумать. Искусство - как раз для этого. У меня есть работа, связанная с религией, - «Юдифь». Меня спрашивают - почему она с ножом лежит. А это библейская тема - я знаю, что есть картина, где Юдифь уже стоит с отрубленной головой Олоферна, но как это произошло? Это же интрига, коварство женщины. Пленила врага и отомстила, совершила это не в открытую, а под покровом ночи. Я попытался додумать, представить. Художник не должен работать в лоб, а зритель должен себя напрячь, задать вопрос. Люди должны созерцать и прийти к общению.

На входе в зал посетителей выставки удивляли лежащие на полу ветки. Старая коряга оказалась символом ушедшей жизни, прошлой эпохи, а сотрудницы музея, прошедшие с молодыми ветвями, – новой жизни. Инсталляция с ветвями и яблоками стала символом плодов новой эпохи, которые хочется вкусить. Таким перфомансом открыла выставку член Союза художников Казахстана Мария ЖУМАГУЛОВА. По ее мнению, картины Виталия Шаповалова – тоже плоды, они проникновенны, в них много истории и национальных мотивов.

- Логика и идея выставки - новые, - рассказал Виталий Викторович. - Они близки нашей земле, я прожил тут более 40 лет. Люди, независимо от национальности, близки по культурным отношениям, орнаменту. Заметил, что люди, уехавшие отсюда, издалека друг друга узнают по внешности и разговору, это каким-то образом чувствуется. Без прошлого нет настоящего, и людские отношения не изменились - та же любовь, та же ненависть. Когда тут живешь, хочется познать культуру, быт, пропитываешься родной землей.

В экспозицию вошли 37 работ, выполненных в технике горячего батика. Картины наталкивали гостей на воспоминания, а яркие краски поднимали настроение. В палитре художника много красного, желтого и черного цветов.

- Предпочтения в цветах есть: желтый, черный, красный. Они держат композицию. Я всегда начинаю с желтого. Но они не являются никаким символом, - поделился художник. - Иногда не задумываешься, почему делаешь именно так. Вот в институте начали выбирать дипломные проекты и я пришел к мысли - а почему бы и нет, и выбрал гобелен. Потом пошел войлок, и таким образом пришел к горячему батику. Техника древняя и сложная, ее нужно прочувствовать, просчитать. Художник должен быть уникальным, быть в постоянном поиске.

- Я люблю портреты и пока немного далек от искусства батика, - поделился с «НГ» гость выставки Александр КОЛМЫЧЕНКО. - На этой выставке мне есть над чем поразмышлять. Если сужаешь плоскость до картины, то представляешь себя в каком-то другом мире. Это живая выставка - ты будто не здесь, а в той же степи. Название очень подходит выставке, не каждому художнику удается этого добиться. Я был на выставке Никаса Сафронова, но такого ощущения не было. У него красивые работы, но они красивы по отдельности, а тут - целостность, гармоничность.

Экспозиция будет работать в течение месяца.