Григорий КОПАНИЧУК: Что вы делали этим летом?
Событие, которое с нетерпением ожидают все участники образовательного процесса, - летние каникулы, наступят совсем скоро. Длиннее, чем в СНГ, летний отдых позволили себе только Италия и Мальта - по 3,5 месяца. Страны первой десятки образовательного уровня (Австралия, Ирландия, Германия и Нидерланды) позаботились о том, чтобы ученики не расставались летом со своим учебным заведением более чем на 1,5 месяца.
Регулировать длительность каникулярного времени в сторону уменьшения не входит в мою компетенцию, да и не найдет многочисленных сторонников. А что касается возможного проведения летних каникул, то рискну поделиться своим мнением, хотя и помню, что «в мои года не должно сметь…» и далее по классику.
«Возвращение» школьника на все лето в семью, где нет режима дня, нет правил поведения, нет уроков и домашних заданий, неминуемо влечет за собой потерю достигнутой социализации и дисциплины. А процесс забывания усвоенного учебного материала с повышением температуры воздуха на улице идет все активнее. Таким образом, 1 сентября ученик приходит в школу со смешанными чувствами грусти по лету, радости встреч с одноклассниками и необходимости восстановления в памяти предыдущего учебного материала.
Но ведь отдых является такой же необходимостью, как и труд. Только летом можно восстановить силы, потраченные темными зимними утрами, когда еще и солнце не встало, а второй урок уже закончился, а также вдоволь подзаправиться витаминами и хорошо высыпаться, то есть решить государственную проблему оздоровления собственными силами. Да и процесс обучения и воспитания летом не прекращается, как не прекращается процесс роста и познания окружающего мира.
Как провести ребенку три летних месяца, каждая семья решает, исходя из своих материальных возможностей. Но и сам ученик (при любом достатке семьи и полной свободе от необходимости посещать уроки) имеет безграничные возможности заняться любимым делом, прочитать много хороших книжек, установить спортивный рекорд - пусть даже личный, освоить какое-то умение, а может довести его до совершенства и перейти к творчеству.
В ежегодно обязательном сочинении «Как я провел лето», как правило, описывают свой отдых. И, как правило, отдых на дальних морях или в экзотических странах считается куда более престижным и предпочтительным, чем в деревне у дедушки с бабушкой. Нет ничего плохого в дорогом отдыхе, но это достижение родителей, а не ученика. Другое дело, если прочитана и осмыслена книга, написано стихотворение, освоен ремонт велосипеда младшего брата или уход за клубникой и цыплятами бабушки, сшито платье или придумана новая игра - это уже личные достижения, на которые ни времени, ни труда не жалко.
Не за горами то время, когда ученик школы будет оценен не по тому, что у него есть, а по тому, что знает и умеет. Поэтому свой летний отдых лучше организовать самому и с пользой, не загружая при этом родителей проблемой «Куда девать ребенка на лето?». Тогда и сочинения на тему «Чему я научился летом» станут более занимательными и интересными и оцениваться будут выше, чем рассказы о жарких странах и далеких берегах.
Последние новости