Снежанна КИМ: Запрещая, созидать нельзя
Сегодня в свете острых международных событий не лишним будет вспомнить о тех международных принципах соблюдения прав и свобод человека, которые прошли сложный путь в процессе своего возникновения, развития, признания и оформления в ряд международных договоров. И без практического применения которых невозможно построение действительно правового государства просвещенных, образованных, человеколюбивых людей.
Мы, юристы, к сожалению, часто понимаем значение слов «права» и «свободы» только в плоскости оформленных правовых актов как юридические термины. Хотя эти категории, скорее, имеют философское, культурное, социальное значение. Человек, родившийся на планете Земля, еще не относящий себя ни к одной системе государственного образования, уже фактом своего рождения имеет право на жизнь, право не быть рабом, право на неприменение по отношению к себе пыток и другого жестокого обращения, право на свободу и личную неприкосновенность, право на труд, право на свободу мысли, право на свободу вероисповедания, совести и религии…
Не лишним здесь будет разобраться и разделить понятия право и свобода. На мой взгляд, право - это то, что государство посредством своих институтов, законодательной, судебной и других систем обязуется нам обеспечить. Свобода - это то, что нам дается от рождения, и то, что государством не может быть ограничено, разумеется, с соблюдением принципа «ваша свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека».
При тотальном запрещении рядом государств многих средств массовой информации необходимо поговорить о свободе слова - одной из категорий общепризнанных международным сообществом свобод.
Когда ребенок начинает оформлять свои детские еще мысли в слова, мы часто ему говорим: так нельзя говорить, это не прилично или тише, сосед услышит, или еще что-то в таком роде. Человек достигает определенного возраста, начинает ломать в себе стереотипы, заложенные ему в детстве, и радуется тому, что наконец может изъясняться свободно, говоря то, что он думает.
Так же и с государством. Нельзя запрещать излагать свое мнение, знакомиться с чужим мнением, пытаться разобраться в истинном положении вещей, анализировать, думать. Иначе может получиться, как с ребенком: гражданин дорастет до определенного уровня развития и перестанет оглядываться на «родителей», срывая все мыслительные барьеры.
Я плохо отношусь к ограничению свободы слова. Запретами нельзя достичь никакой созидательной цели. Лучше заняться образованием, научить родителей воспитывать своих чад думающими, анализирующими людьми. Научить работников системы образования подавать учебный материал таким образом, чтобы учащимся хотелось его воспринимать и применять в жизни. Научить служащих государственных органов работать во благо народа, а не на свой карман. Это трудно. Требует постоянных усилий, контроля, внимания, довольно большого времени, наконец. Но в этом должна состоять миссия государства по претворению в жизнь именно ПРАВА на свободу слова. При таком подходе не будет нужды у государства ограничивать СВОБОДУ слова.
Последние новости