Анатолий ТИХАНОВСКИЙ: Что-то с малым не в порядке
Вот материалы о жизни малого и среднего бизнеса в Казахстане, опубликованные в СМИ за один день. Оказывается, с весны 2013 года в стране прекратили деятельность 4000 предприятий МСБ - то есть, как минимум, 12-15 тысяч человек потеряли работу и не стали платить налоги. Кому от этого стало хорошо?
В судах идут процессы по принудительной ликвидации частных предприятий, которые по разным, в том числе коррупционным причинам, числятся в официальных реестрах, но не работают. Только в Костанайской области таких насчитывается до 5000. Значит, было только мнимое благополучие в отчетах чиновников «о развитии и поддержке МСБ»? За октябрь «активность прекратили» почти 500 частных компаний. Резкое снижение бизнес-активности, по мнению некоторых экспертов, наблюдается в 9 регионах страны. Откройте костанайские газеты - вряд ли вы найдете номер, в котором нет объявлений о самоликвидации предприятий МСБ. Хотя в Астане наблюдается некоторое оживление малого предпринимательства. Что можно объяснить - развитие деловой жизни идет там, где «крутятся» большие деньги.
В Алматы начали сносить барахолки под предлогом их пожароопасности. А там годами работали и другим работу давали тысячи субъектов МСБ. Как раз перед этим рынки стали гореть - как на заказ! Глава МЧС выступил за то, чтобы необустроенных рынков не было вообще, хотя и понимает, что это грозит социальным взрывом. Если так рассуждать, то надо ходить пешком, чтобы не было ДТП, перестать летать на самолетах, чтобы не было авиакатастроф, и отказаться от мореплавания, чтобы не тонули корабли.
Здесь же читаем, что провалена госпрограмма по трудоустройству, рассчитанная на то, что будет существенно снижена безработица. Только 5% безработных было трудоустроено, но на программу затратили несколько десятков миллиардов тенге и планируют «вбухать» в 2014-2015 годах до 200 млрд! Для чего, если никакой отдачи нет? Куда деньги уходят? Вот вам еще один фактор напряженности и «вклад» в развитие МСБ.
Партия «Ак жол», как сообщает пресса, схлестнулась с тем же МЧС по поводу законопроекта «О гражданской защите». В законе «О государственном контроле и надзоре» есть положения о том, что каждое контролирующее ведомство обязано объективно разработать степени рисков для определения частоты проверок субъектов МСБ: высокий уровень, средний и незначительный. МЧС предлагает отдать работу по определению этих степеней риска в частную среду. То есть лицензированные частные компании будут определять, например, пожароопасность предприятия и выдавать уполномоченным госорганам как руководство к действиям. Здесь важно, кто выступит учредителем этих фирмочек. Акжоловцы уже назвали предложения МЧС коммерциализацией противопожарной службы.
От чтения таких новостей возникает ощущение, что и наш НЭП в скором времени могут посчитать «подлежащим национализации», так как слишком много он создает проблем. Частно-государственное партнерство - первый к тому шаг. Вот пример: частник капитально ремонтирует здание детского сада, а потом отдает его государству. Самому частнику выделяют место под его частную группу. Причем соседняя государственная группа будет работать на госдотациях, а потому гораздо дешевле, чем частная. Народ начнет писать возмущенные петиции, создастся напряженная обстановка. Отцы города, естественно, пообещают убедить частника, чтобы он проявил социальную ответственность. В итоге детский сад станет через время просто государственным, а частнику пожмут руку и напишут в газетах, какой это бескорыстный и хороший человек.
Последние новости