Корреспонденты «НГ» выяснили, какие районы Костаная отрезаны от автобусного сообщения
Ольга ГОРАЙ, gorai@ng.kz
Ольга ЛИХОГРАЙ, likhograi@ng.kz
В Костанае застраиваются и облагораживаются территории, появляются новые микрорайоны и зоны отдыха. А сеть городских маршрутов не пересматривается и не изменяется. Как оказалось, за чертой обслуживания общественным транспортом оказались не только отдаленные районы («Зеленстрой», Колесные ряды), но и такие знаковые места, как новая Набережная и городской пляж.
В областном центре идут эксперименты с переносом и закрытием маршрутов, которые только усугубляют недовольство жителей районов, в которых общественный транспорт отсутствует или его недостаточно. Их мнения никто не спрашивает. А зря: в отличие от чиновников они регулярно пользуются городскими автобусами.
До «Зеленстроя» пешком
За последние года в районе «Зеленстроя» дома растут как грибы, частный сектор дорос уже до дач общества «Текстильщик-1». Внутри микрорайона образовались кварталы, которые облагородили, сделали внутренние дороги. Но ни один городской маршрут туда не ходит.
Как обходятся люди? Летом жители «Зеленстроя» добираются до города на маршрутах № 9 и № 7, которые обслуживают дачи и проходят по Введенской трассе мимо района. Зимой им остается только конечная остановка «Теплицы». Расстояние от нее до ближайшего дома 1,5 км, жильцам дальних домов приходится проходить 2 км.
- Я живу по улице Цветочной, 3-й проезд, - рассказала Айсулу АБДУКАДИРОВА. - Зимой с маленькими детьми приходится идти 20 минут по трассе до остановки «Теплицы». Либо выходить на автобус № 107, который проходит тут несколько раз в день.
Не ходят автобусы и в той части «Зеленстроя», которая начинается за улицей Курганской. Для большинства маршрутов перекресток улиц Герцена - Курганская является конечным пунктом. А между тем Герцена тянется еще километр до пересечения с 3-й Костанайской. И жителям этого района также приходится тратить 15-20 минут, чтобы добраться до остановки городского транспорта. Пока мы замеряли расстояние, встретили восьмиклассника, шагающего на остановку.
- Я живу на 6-й Костанайской, - рассказал школьник Риза УТЕШЕВ. - Учусь в СШ № 2. Зимой меня папа возит на машине, а когда тепло - езжу на автобусе. Чтобы добраться до школы, нужно из дома выходить за час раньше. 15 минут я иду до конечной остановки и потом еще на автобусе еду. Хорошо, если бы автобусы доезжали до 3-й Костанайской улицы.
Жители микрорайона «Зеленстрой» неоднократно обращались в акимат с просьбой продлить хотя бы существующие маршруты, но даже ответа не получили. Похоже, чиновники даже не пытались изучить рентабельность этого маршрута.
До пляжа не доехать
Уже несколько лет автобусные маршруты не обслуживают Колесные ряды и, как следствие, не идут на городской пляж, расположенный ниже. Жители Колесных привыкли пользоваться маршрутом № 24, автобусы которого ближе всех останавливаются к месту их жительства. Выйти нужно либо на остановке по ул. Тарана, либо на остановке по ул. Гоголя. В обоих случаях добираться до дома придется пешком около 10-15 минут.
- Я в Колесные ряды езжу почти ежедневно, - говорит студент Олег ЧЕРНЯК. - Очень неудобно добираться сюда даже от самой ближайшей остановки пешком. 15 минут уходит, чтобы дойти туда и столько же - обратно. Мало того, что тратишь лишнее время, так еще идти приходится по неосвещенным местам.
Летом, в разгар купального сезона, желающие поплавать тратили в два раза больше времени, чтобы пешком добраться от остановки до городского места отдыха. Теперь это касается и новой Набережной. Разрекламированная как место, которое несомненно станет излюбленной зоной прогулок горожан и особенно молодоженов. Однако транспортное сообщение к Набережной не предусмотрели. Дойти до нее пешком по ближайшему маршруту можно только с остановки автобуса № 24 по ул. Тарана. Променад по единственному тротуару с левой стороны мимо пыльных автомобильных потоков займет 10-15 минут.
Эксперимент для галочки
Столько же занимает поход с тяжелыми сумками от Центрального рынка по ул. Победы до ул. Амангельды, куда по решению властей в декабре 2012 года перенесли движение всех автобусов, остановку маршрутов №№ 2, 7 и еще нескольких пригородных. И все это время жители требовали вернуть движение автобусов на ул. Победы, а по ул. Амангельды пустить автомобили.
В середине августа акимат Костаная в виде эксперимента вернул движение двух маршрутов №№ 2 и 7 на ул. Победы. До окончания эксперимента осталось чуть больше недели, но в городском акимате уже дали неутешительные предварительные результаты.
- Перенос привел к затруднению движения на ул. Победы, - сообщил в ответ на официальный запрос «НГ» и. о. начальника ЖКХ, ПТ и АД акимата Костаная Руслан САНДЫБАЕВ.
…В пятницу около 15.00 на остановке по ул. Амангельды лавочка занята людьми, часть ждет автобусов стоя. Большинство тщетно пытались дождаться автобусов № 2 и № 7.
Автобусы №№ 2 и 7 с 16 августа по ул. Амангельды не идут, но большинство людей об этом не знают
- Уже минут 40 жду «семерку», - говорит нам Вероника КУЧЕНИКОВА. - Мне нужно попасть в район тепличного комбината. Первый раз от вас слышу, что «семерка» опять тут не ходит.
- Я тоже не знала, что «двойка» здесь перестала ходить, - добавляет Салтанат ХАФИНА. - Уже минут 15 жду. Мне нужно на «Детский мир» попасть, так я бы уже давно пешком дошла.
На ул. Победы также видим заполненные людьми лавочки на автобусной остановке. Те, которые в курсе очередного переноса движения «двойки» и «семерки», ждут автобусы с тяжелыми сумками. Но и здесь большинство людей узнали о долгожданном возвращении нужных автобусов совсем недавно.
- В воскресенье, 1 сентября, мы закупались на Центральном рынке для дня рождения мужа, - говорит Нина ЮРКОВА. - Набрали полные сумки и пошли на Амангельды ждать «семерку». Минут 40 просидели, а она так и не пришла, в итоге на такси доехали. А уже в другой раз узнали у водителя, как он ездит и стали ходить на ул. Победы. Я уже и водителю сказала: неужели так сложно повесить объявление в автобусе о переносе? Ведь об этом никто не знает.
Пассажиры, которые всего несколько дней назад узнали о переносе движения, «двойке» и «семерке» на ул. Победы очень обрадовались. Говорят, гораздо лучше стало: остановка в нескольких минутах от рынка и не приходится тащиться с набитой кладью через проезжую часть и дворы, чтобы уехать домой.
Но если власти решили, что перенос затруднил движение по ул. Победы, то наверняка эксперимент, который закончится 16 сентября, будет опять не в пользу горожан. Попытка пойти на уступки горожанам выглядит как отчет для галочки, чтобы потом можно было сказать, что эксперимент себя не оправдал. Кстати, подобный вариант уже был с маршрутом № 23, который одно время заходил в район военного городка. Не успели люди узнать о совсем не широко рекламируемом охвате нового района старым маршрутом, как власти прекратили эксперимент, признав его нерентабельным.
25-й маршрут под вопросом
Совсем неожиданно для горожан оказался нерентабельным маршрут № 25. Люди писали обращения, выражали протест, только все напрасно, маршрут не восстановили. Причину директор фирмы-перевозчика ТОО «ТТС» Алексей Бойченко объяснил неокупаемостью маршрута и большими затратами на ГСМ. Среди доводов и то, что автобусы № 21 дублировали движение 25-го маршрута. Но жители знают, что 25-й был не дублирующим, а единственным маршрутом, который связывал спальные районы, Центральный рынок и КСК.
- У меня дочь живет в 8 мкрн, - говорит Раиса БАЯХМЕТОВА. - И 25-й маршрут был удобным, на нем можно было быстро добраться до центра и на КСК. Дочь ездила на 25-м автобусе на работу. Когда его отменили, она стала ездить на 21-м маршруте, но это очень неудобно.
В 7-м микрорайоне расположены СШ № 10 с казахским языком обучения и детский садик. Маршрут № 25 шел по улице Арыстанбекова и его автобусы останавливались ближе всех к школе и детскому саду. Сейчас же, чтобы попасть на КСК, школьникам и родителям с маленькими детьми приходится идти либо на остановку по улице Чкалова, либо на остановку по улице Абая. Чтобы добраться до последней, надо потратить 15 минут времени.
- Я два года учусь в СШ № 10 и все время ездил на 25-м автобусе, - рассказал восьмиклассник Акежан КУМАНОВ. - Я живу на ГАИ, но 25-й маршрут был самым удобным, и шел он быстро. Теперь приходится ездить на 38-м маршруте. У нас много ребят ездило на 25-м автобусе на КСК.
Руководство ТОО «ТТС» отмечает, что отказалось от пассажирских перевозок по согласованию с акиматом города. Но отдел ЖКХ акимата Костаная утверждает, что вопрос о возвращении 25-го маршрута еще не решен.
- Вопрос о возвращении маршрута № 25 находится на рассмотрении, - пояснил и. о. руководителя отдела ЖКХ акимата Костаная Руслан Сандыбаев.
Также Сандыбаев отметил, что перевозчик не имеет права нарушать условия тендера в одностороннем порядке, если изначально он на них согласился. И не имеет право менять маршрут из-за плохого состояния дороги, как часто делают водители автобусов № 106, когда обслуживают п. Затобольск и не заходят на улицы с разбитым асфальтом. Но на деле некачественную работу перевозчиков власти не контролируют, да и развитием транспортной сети особо не обеспокоены.
В новый строящийся район аэропорта пока идет только один автобус № 20
По ул. Гашека уже начали разбивать новый парк, но транспортное движение сюда еще не продумано
Из района Колесных рядов до ближайшей остановки - 15 минут ходьбы
Фото Николая СОЛОВЬЕВА
Районы Костаная, которые не обслуживает общественный транспорт
Последние новости