Евгений ШИБАРШИН — о популярности темы преемника первого президента РК
С первых дней 2013 года в интернет-изданиях возобновилось обсуждение темы о преемнике Нурсултана Назарбаева. Называются фамилии, анализируются шансы возможных претендентов и механизмы привода их к власти. Что за этим стоит? Журналистам в условиях новогоднего политического затишья не о чем писать? Или в политической элите Казахстана почуяли: смена власти настолько близка, что пора начинать борьбу за свое место в будущей иерархии?
Очевидно, есть и то, и другое. Эксперты дают прогнозы на политический год, и как тут обойти тему преемника первого президента Казахстана? Что же касается претендентов на власть, то им сам бог велел держать свой порох сухим. Хотя, на мой взгляд, перетасовывать конкретные имена сейчас нет никакого смысла. В любом случае реального претендента мы узнаем лишь с началом выборной кампании. Тем более, что Назарбаев своими действиями уже не раз посрамил прогнозы самых авторитетных аналитиков.
Куда интереснее поразмышлять, что будет происходить с политической системой Казахстана. Она ведь построена под конкретную личность. Новый человек в кресле главы страны получит фактически неограниченную власть, которая в его руках может принести народу много горя. Он начнет самоутверждаться во власти, а исторический опыт говорит, что это чаще сопровождается усилением насилия. В Казахстане подспудно накопился взрывной материал и вполне возможно, что в борьбе за власть кто-то захочет его использовать. Тогда жди жестких мер со стороны нового главы государства.
Назарбаев - не тот человек, который, положив столько труда на создание суверенного Казахстана, останется равнодушным к тому, куда страна пойдет после него. Вариант может только один – передать управление страной в коллективные руки. В странах с развитой рыночной экономикой мир пока знает только одну форму коллективного управления, обладающей наибольшей степенью устойчивости. Это - парламент. Скорее всего, Нурсултан Назарбаев больше склонен к передаче всей полноты власти именно этому органу. Ибо только там можно будет увязать политические интересы всех значимых элитных групп. В противном случае Казахстану может грозить вялотекущее противостояние, способное расколоть страну.
Вопрос в том: как этот вариант можно реализовать? Процесс, очевидно, будет идти по пути передачи власти такому человеку, который не имеет амбиций диктатора и готов подчиняться воле Лидера нации. Если в парламенте будет некое политическое равновесие в представительстве основных элитных групп, а сфера влияния этого органа будет достаточной, то основные претенденты на пост главы государства эту кандидатуру примут. Даже если за президентом останется право роспуска парламента. Без такой правовой нормы, кстати, Казахстану не обойтись.
Что касается времени, когда все это произойдет. Если не будет каких-либо политических форс-мажорных обстоятельств, то Назарбаев оставит для себя возможность довести до конца дело с созданием Евразийского экономического союза. Эту идею он подал на заре своего президентства и навряд ли уйдет, не реализовав свой замысел в полной мере. Что касается ее доводки до нужной кондиции, то этим можно заниматься и будучи просто Лидером нации.
Последние новости