В этом году первая неделя лета в северном подмосковье случилась слишком жаркой. Зной, большая влажность и натужно воющие кондиционеры. Затем пришла волна холода, и как весной вечером и утром в ветровках на работу. На отпуск в конце июня были несколько целей. Страна медведей откладывалась из-за сложностей обслуживания оборудования на работе, а лететь на 10 дней к вулканам на Камчатку – это слишком мало для столь интересного края. Запасным вариантом было путешествие в Архангельск и по северам, но установившаяся погода плавно подгрызала северное направление, в последний день решаю третий вариант – к снегам Кавказа и на море. В ночь перед отъездом на юг рюкзак заполнила теплая одежда, горные ботинки газовый примус и крепкая проверенная штормовым ветром палатка. Добрых три часа ночи ушли на решение вопроса укладки рюкзака и компромисса что брать с собой. Будильник не ставил – просплю на утреннюю электричку , поеду автостопом сразу от дома. Так оно и оказалось, до этого ещё одна ночь была подъедена подготовкой моего отсутствия на работе и первый день отдыха сплю до восьми утра. 25июня в районе 9 утра с рюкзаком на начало новой дороги в правобережном секторе Особой экономической зоны. Через три минуты застопил легковую иномарку, идущую в Институт ядерных исследований. За рулём молодая сотрудница. Институт не по пути, высаживаюсь на объездной города, под названием Новое шоссе, успев рассказать о путешествии и вручив 50 рублей. Оплачивать проезд в первой застопленной машине давняя автостопная традиция. Получаю пожелания удачи и машина уходит в сторону института. Через пять проехавших мимо авто, едва успев расположить рюкзак на обочине, останавливается легковая до ближайшего поста ГАИ. От поста Газель до Дмитровской объездной и даже не успев сделать пяти шагов у танка на дмитровской объездной остановился внедорожник идущий в Москву. 4 машины до Москвы, практически без ожидания. В Москве въезжаем внутрь до середины Дмитровского шоссе, откуда за десять минут попадаю в метро. Москву пересекаю под землёй до и выхожу у платформы ЗИЛ Павелецкого направления, откуда по расписанию должен быть одинокий дневной электропоезд до удобной позиции на огромной многоколоночной заправке на трассе М4 вблизи Домодедово. Электричка оказалась отменена из-за ремонта путей. Уйдя в тень увидел приближающийся к развороту конечной трамвай. И методом научного трамваестопа уехал на пустом трамвае, попутно изучив в Яндексе откуда можно пересесть на электричку. Через час уже был на заправке у трассы М4 Москва-Новороссийск. Здесь главное не поддаться искушению уехать на ближних хороших машинах и выбирать целенаправленно быстрые и дальние потратив даже очень много времени. Выбор есть. Удалось побеседовать с обладателями номеров 25региона (Владивосток) и затем прямо сразу за ними заехал бусик вообще с редкими Сахалинскими номерами. Меня бы с удовольствием взяли, но обе дальние машины забиты под завязку. М4 самая сложная летом трасса из-за загруженности машин и скоростных участков.
Через полтора часа не найдя вариантов уехать сразу на Воронеж или Ростов вписываюсь на быструю легковую идущую к Липецкой области. Утреннее время упущено (утренний выходящий из мегаполиса дальний волновый поток уже давно ушел). На волне можно было ехать только утром. А сейчас уже послеобеденное время спада. Время в дороге с водителем обсуждаем как обычно дороги, города, страны, работу и конечно добавляется новая тема, украинская. Заезжаем на заправку в Липецкой области, пробегаю взглядом по номерам и беседую с водителем фуры. Перебрасываю рюкзак из легковой в медленную фуру, везущую 50тонн химии в тягаче и прицепе. Но на этой фуре я гарантированно объеду Воронеж и окажусь даже на 100 км далее уже в начале ночи с явным намерением поставить палатку и уехать утром далее. Что касается времени так оно и случилось. Уже в начале ночи объезжаем Воронеж и начинаем от него удаляться, но попадаем в полосу дождей. В сотне км за Воронежем ночью высаживаюсь на стоянке.
Дождь только закончился всё вокруг мокрое, текут ручьи. Неприятный густой влажный туман. Делаю по тропе в лес десяток шагов и что-то мне не хочется ставить палатку в грязь и в этом вязком тумане. Возвращаюсь на трассу и решаю стопить ночью. Оранжевая штормовка с отражателями, светодиодные маячки на рюкзаке, налобный фонарик и недалеко пост ГАИ, после которого еще не набрана скорость. Через 15 минут выбираю дальнюю фуру. Мы всю ночь будем ехать в сторону Ростова! Разгоняю сон и попутно выясняю у южного водителя, часто ездящего по всему северному Кавказу обстановку в северокавказских республиках. Как где и что. Получаю свежую информацию даже по Рокскому туннелю в Грузию. Ни один сайт и путеводитель не даст столько информации, как регулярно возящий грузы по этим дорогам дальнобойщик.
В начале объездной Ростова рано утром, ещё до начала утренней пробки теряю полчаса на поиск дальней машины. Но находится только вариант объехать всю объездную Ростова. Она огромная и это неплохой вариант. Объезжаем. Высаживаюсь у южного въезда в Ростов и обнаруживаю на обочине разомлевшую на утреннем солнышке пару автостопщиков. Парень с девушкой из Питера с рюкзаками автостопом только вышли на позицию и лениво готовились к автостопу. Перекинулись приветствиями, нашли общую знакомую и я как позже прибывший на позицию ушел чуть дальше, уступив им хорошее место. Пара встала в позицию и сразу стал виден почерк питерской лиги автостопа. Эдакая характерная манера без ошибки выделяющая питерских автостопщиков даже в Сибири. Хотел сфотографировать, но рядом остановилась фура с грузинскими номерами, и мне пришлось лезть в навигатор показывать дорогу на Минводы, когда попрощался с пожилым водителем из Грузии (в кабине он ехал не один, места нет) питерцы уже уехали. Только собрался перейти на более удачную освободившуюся позицию как притормозила легковая с новым казахстанским номером. Не удержался поприветствовать неожиданных гостей как оказалось с Уральска. Они остановились умыться на утренней дороге, проехав Ростов. Места опять нет. Папа, мама, и два непоседливых чада на задних сиденьях + гора сумок. Поделились – новые номера – на каждом посту вызывают интерес Гибдэдэшников. Посоветовал не нарушать в Краснодарском крае, ибо там вообще гаишники совсем дикие. Пожелал удачи ральцам и через ещё пять минут застопил местную фуру, идущую в Новороссийск. Мог бы быть после обеда уже на море, но попался опять водитель изъездивший все республики Кавказа и я до развилки на Краснодар впитываю свежую информацию об обстановке от Ставрополя до Тбилиси. Очень интересно. Фура ушла на Краснодар, остался на хорошо знакомой развилке перед Тимашевским. Тут много раз приходилось стопить. Была почти как родная, на этот раз тут оказалась возведена развязка, абсолютно не затронувшая плавный правый поворот на Краснодар, но в сторону Ставрополья заставившая пройти по начавшейся жаре почти километр. Три легковые провозят на несколько десятков км ближе к ставропольскому краю. Долго стоять не приходится. В поле убирают урожай озимых. Непривычно видеть в июне желтые хлеба и пыльные комбайны, как осенью.
На ремонтируемом участке останавливаю Камаз с номерами чеченской республики. За рулём житель Грозного, ведут ремонт дороги в Ставропольском крае. Узнав про путешествие автостопом водитель приглашал обязательно заехать в Грозный, посмотреть, как отстроился город, и как в нем сейчас хорошо. На счет безопасности давно уже порядок.
После чеченского Камаза десять минут на дороге и меня увозит сороконожка. Это грузовик тягач, к которому прицеплена платформа для перевозки тяжелых экскаваторов. Сейчас платформа пустая и едем быстро. Знакомимся, водитель с Карачаево – черкессии. Мы как раз в неё и въезжаем.
В республике идут, точнее уже завершаются масштабные реконструкции дорог и нужно вывозить много дорожной техники.
Оказывается мне повезло, сороконожка минуя многочисленные предгорные населённые пункты идет почти прямо в Теберду, где уже прохлада настоящих гор и до ночи я точно доберусь до цели. А пока мы пробираемся через предгорья.
Дороги в КЧР стали просто загляденье. Везде новенький асфальт. Но манеры вождения удивительные. Мы на тяжелом грузовике, с переулка высовывается местный джигит на легковой и не глядя на трассу. Ему надо – он поехал, и так несколько раз. К вождению грузовика тут нужно добавлять знание национальных особенностей. Из рассказа водителя местные аксакалы очень просят власти хоть в посёлках побольше делать искусственных неровностей. Очень большая часть молодежи поразбивалась накупив машин. Лежачие полицейские хоть в пределах аулов будут заставлять снижать скорость.
Смотрю на приближающиеся горы. К Теберде они становятся всё круче и круче. Уже видны снега на вершинах и видно признаки портящейся погоды. На очередной заправке покидаю Сороконожку и на легковой добираюсь до Теберды.
В центре идет ремонт прямо на мосту. Мост для проезда закрыт. Едва перехожу его пешком из-за горы вываливается свинцовая туча, мгновенно наваливается шквальный ветер, поднимающий в воздух всё, что можно поднять и следом начинается дождь, переходящий в сильный ливень. Стою в маленьком магазинчике, мимо по улице проплывают в потоке пустые банки и бутылки, затем даже несколько досок. Ливень кончается совершенно неожиданно. Чуть выждав спада в потоке на улице перехожу в недалекое кафе. Оно уже оказалось закрыто и сами работающие в кафе сидят с друзьями. Узнав, что я приехал сюда из Москвы меня угощают чаем, конфетами и вызывают мне такси, которое отвезет меня до ближайшей гостиницы. Допив чай и поблагодарив гостеприимных хозяев, категорически отказавшихся от денег, выхожу на улицу, такси уже ждет. Время чуть более 20 часов. До гостиницы разобранный, ремонтируемый мост и объезд очень дальний. А если не назад, а вперед? И я сегодня успею попасть в Домбай на ночёвку к ледникам и вечным снегам! Последние километры таким образом получились на такси и за деньги. Водитель такси оказался местным. Молодой человек с педагогическим образованием, успевший пару лет поработать в школе, весьма эрудирован, душой за свою республику и не прочь, как настоящий горец перед гостем выжать из машины все в виражах, иногда даже чрезмерно рискуя.
А в сумерках я уже шел по улицам горнолыжного Домбая, наслаждаясь ледниковым воздухом и обозревая красивые скалы. Таким образом на достижение цели ушли день, ночь и еще один день. Примерно 37 часов от севера Московской области до заселения в апартаменты с видом на ледники горнолыжного Домбая.
Еще несколько снимков с улиц погружающегося в ночь Домбая
Кафе у нарзанного источника
заселяюсь в "Горные вершины" - это старый советской постройки бетонный восьмиэтажный комплекс, в годы СССР весь целиком и полностью внутри и снаружи отделанный лучшими резчиками по дереву.
В отделке попадаются такого размера цельные куски досок, что приходится удивляться какими же огромными были деревья из которых это сделано. Но сейчас не сезон, лыжные трассы уже закрыты, комплекс пустой и скучный, из плюсов в нем есть горячая вода. Один из встреченных в нем работающих поздним вечером карачаевцев оказался бывал в Казахстане. Представителей этого народа ссылали туда во время войны. Даже место рождения у него оказалось Петропавловск. Я был немедленно напоен местным горным чаем и размещён с минимальным тарифом в номер с видом на гору. Только к сожалению я был один на весь коридор. Общаться было не с кем. В целях экономии в межсезонье в этом большом комплексе даже гасят свет в коридорах, оставляя зажженным лампочки в пустых номерах только восьмого этажа в надежде привлечь туристов светом. Через два дня я поменяю это место на более комфортабельное и обжитое. Но ни чуть не пожалел, что удалось пожить в легендарном корпусе "Горных вершин".
Ночной вид на горы в Домбае
В ближайшие дни у меня три восхождения и один поход. Фотографий будет много, льды, вершины, скалы, кладбище альпинистов, водопады и местные жители заняли флешку в фотоаппарате в изобилии.
[Исправлено: Серый волк, 15.07.2014 - 22:12]
Все фотографии увеличиваются по щелчку до больших размеров.
Утром завтрак в кафе и немного снимаю на улицах Домбая
В левом углу кучка туристов на экскурсии. Над Домбаем с трех сторон нависают скалы. Воздух с ледников прохладен и свеж.
По легенде, (читать с кавказским акцентом ) эту острую вершину никто не мог покорить. И однажды местный охотник, который видимо переходил улицу, заметил козу и выстрелил в неё, но только ранил. И когда он бежал за этой козой, то чисто случайно вскарабкался на самый верх этой скалы и покорил её На всех улицах Домбая слышно шум горных речек, они с шумом сливаются в одну прямо в центре городка. Рядом с местом слияния перекинут подвесной пешеходный мост.
Фото с подвесного моста Сразу за мостом впритык начинается маятниковая канатная дорога на подъем. Канаток несколько. Маятниковая более интересна.
Вот на снимке в воздухе проплывает кабина канатной дороги.
Кстати язык народа, населяющего это ущелье, карачаевцев, принадлежит к тюркской группе, и приезжие с Казахстана будут приятно удивлены знакомым названиям и множеству понятных слов, хотя разговорный язык конечно сильно отличается, но так же присутствую знакомые коль, кол = озеро, Тау- гора и ещё много неожиданно знакомых, да и в названии Домбай, явно неслучайно присутствует бай Вот такое вот неожиданное открытие.
Ещё одна кабина маятниковой канатки проплывает над улицей
К улицам мы ещё вернемся. Хочется показать население. Местное население всё работает на туристов. Делятся на развозящих туристов, кормящих в кафе и облуживающих гостиницы, или просто торгующих на рынках. Зимой здесь не протолкнуться от горнолыжников, в самый сезон катаний места в местных гостиницах расписаны на месяц вперёд. Почти все здания в городе представляют собой гостиницы, либо Кафе с гостиницами. Для местного населения в отдалении на горе стоят несколько хрущевских четырех и трехэтажек, называемые старый Домбай. Мы там ещё увидим несколько интересных кадров но позже. Летом тут как бы не сезон. Цены падают, многие гостиницы пустуют.
Типичная картинка летом на рынке
Иногда и просто на улице
Кроме мёда и горных трав и чаёв очень много всегда и в каждом лотке рынка вязанных изделий, свитеров, шарфов, шапочек.
Многие из этих вещей вяжутся прямо тут за прилавками, и проходя в горы на восхождение можно увидеть в руках только начатую вязаться вещь, возвращаясь увидеть её чуть удлиннившейся, на следующий день ещё чуть подросшей и так несколько дней, пока вещь не перекочует на вешалку ждать своего покупателя. Жизнь тут идет очень медленно и размеренно. Вполне возможно некоторые из сидящих тут ещё вязали до войны на том же самом месте и стуле, обрастая с годами готовыми изделиями в ожидании случайного покупателя.
Молодые девушки предпочитают вязанию торговлю травами и местным горным чаем
или как вариант молодые девушки торгуют местным мёдом, коротая время держа в руке мобильник и разглядывая покупателей.
Встречаются и торгующие мужчины, но редко
Например вот интересный персонаж с живым упоротым лисом
Мужское население предпочитает заниматься работой за пределами Домбая, а если тут, то водит транспорт, либо готовит шашлык в кафе исключительно из баранины, либо этих самых баранов разделывает, иногда прямо на ступеньках.
Нетерпящим увидеть ледники и водопады, придется немного потерпеть.
Люди на улицах представляют интерес
ещё фото местных девушек
Это скорее всего из столицы республики на экскурсию
А тут переплелись и улица и торговый лоток с медом и неизменные свитера и даже современный атрибут в виде велостоянки
Автомобили на улицах не менее интересны жителей. Большая часть населения Домбая отдает предпочтение одной единственной марке УАЗ. Их так много, что они всегда где-то попададают привычно в кадр. Есть конечно и обычные импортные полотерки и внедорожники, но на них ездят только в сторону столицы республики и по центральной улице. На любой горной дороге только царствие УАЗов и грузовиков повышенной проходимости.
Попался и интересный экземпляр старой Праги
чуть выше в горах номера уже не нужны, если спускаться не нужно. Иномарки, лихачи и ГАИ сюда уже не доезжают.
Очено много квадрациклов, можно договориться ехать самому за рулем, но ездить самому весь день не дадут, в горы только в след за квадрациклом инструктора.
И так на канатку, две пересадки, с постепенно синеющим небом, и понижающейся температурой, и под ногами уже снег.
Виды завораживают.
Лучший вид на главный Кавказский хребет. За этими хребтом уже Абхазия и спуск к морю.
Облака плывут к счастью ниже и в стороне, позволяя делать кадры скал на фоне облаков
Это уже ниже 3 км на спуске появляется зелёнка. Видно ледник, вытекающую с него реку и водопад на ней.
Первый выход завершен, на следующий день в другую сторону по горной дороге на квадроцикле, в сторону базы Алибек. Дальше дороги для квадрацикла нет. К леднику, альпийским лугам и водопадам с рюкзаком пешком. Горная дорога доступная для квадроцикла выглядит вот так. Слева пропасть, справа скала.
Добрался до альпийских лугов. Стою в разнотравье. Напротив ледник Алибек. Многолетний лёд местами с едва заметным голубоватым отливом, сколько не пытался увидеть на фото - на снимках не получается увидеть
Нижняя часть ледника сползает не вниз а вбок по склону, в самой нижней части на обрыве иногда откалываются стотонные глыбы льда и с грохотом обрушиваются со скал. Ближе подойти не дают пограничники, приходится смотреть с расстояния. Иду альпийскими лугами к водопаду. Водопад можно увидеть, если кликнуть по снимку
По пути делаю снимки. Мой склон обращен к югу, видны северные склоны других гор, ниже моего уровня заняты снегами и камнем, рядом со мной буйство растительности. Вот отличие южных гор от Урала.
Еще один вид с альпийских лугов на ледник Алибек
Почему-то казалось, что такие красивые цветы должны опылять пчёлы
Но опылителей больше вот таких
Ещё цветы с альпийских лугов
Поднимаюсь ещё выше, нижняя часть ледника скрылась из виду. Я на уровне перевалов, рядом шумит небольшой водопад.
Зона альпийских лугов заканчиватся там, где начинается водопад. По местным меркам маленький водопад. Через день я буду рассматривать бурлящий поток. Ещё немного ближе к водопаду
Погода начинает портиться. Из-за гор появляются тучи. Со спуском желательно не затягивать.
Некоторое время иду по тропе и затем по горной дороге к базе Алибек мимо горной речки в дождевике,
но перед кладбищем альпинистов тучи исчезают.
Появляется предзакатное солнце
Подхожу к повороту на тропу, ведущую к кладбищу альпинистов В начале тропы черная табличка со строками Высоцкого из Вершины Нет алых роз и траурных лент, И не похож на монумент Тот камень, что покой тебе подарил.
Здесь похоронены погибшие в горах альпинисты. Лавины в этих горах явление частое, камнепады, срывы с ледников.
На могилах не кресты, а часто ледорубы и карабины, прикрепленный к камню.
Нахожу могилу альпинистов-физиков с Академгородка погибших здесь на Вершине горы Чат-Баши в ущелье Узункол 18 августа 1976 года.
Солнце садится, нужно спускаться. На вечерней тропе деревья, как из сказки прод дремучий лес
В дупле этого дерева спокойно может разместиться два человека и ещё останется место для третьего.
Поздно в сумерках добираюсь до Домбая и ужинаю у горной реки
**** На следующее утро выход в поход на горную реку, старую военную сухумскую дорогу и к горному озеру. Но утром по Домбаю разносится слух, что ночью привезли 350 беженцев с Украины и держат их в холле гостиницы Домбай.
Как раз в этой гостинице расположен внизу ресторан-музей Кунаки.
Беженцы
Все привезенные беженцы с детьми, включая грудных.
Расселять их не торопятся.
Перед гостиницей расположилась полиция, скорая, автобус ФМС и автобус флюорография.
Ресторан "Кунаки" в гостинице Домбай. Вспоминаются почему-то Вицин Моргунов и Никулин из Кавказской пленницы
Кстати Кавказские пленники Жилин и Костылин из Лермонтова как раз говорят в этом ущелье обитали
Наполняю пузо Нарзаном и пополняю его запас в бутылке. Вы просто не представляете как может замучить Нарзан. Источник кстати совсем не как в Есентуках. Тут нарзан - обычная труба из земли. Бьет минералка уже с газом и очень минеральная. иногда поток неожиданно прекращается, источник загазовался и нужно подождать минут 10-15 пока газовая пробка где-то в недрах земли снова не начнет выдавливать воду. Ржавое пятно вокруг исключительно от высокого содержания элементов железа.
Ну а теперь можно и в горы.
Горная река Гоначхир несет свои ледяные потоки мимо горы Мусса-Ачитара
Вид теснин, пытающихся зажать горную реку, грандиозен. Стволы, деревьев попадающие сюда размалываются в щепки.
Очень немногие даже местные знают, что по скальным полкам над этой рекой был вырублен древний путь из Персии в Европу. Эту неширокую тропу для древних караванов и сейчас можно с трудом найти. А чуть ниже и много веков спустя была построена Военно-Сухумская дорога, ведущая через северный и южный приюты и перевал прямо в ущелье на ту сторону к морю в Сухум.
Эти выды были и на пути персидских караванов, пробиравшися горной дорогой, и на пути тех, кто переходил через перевалы во времена Лермонтова.
Повернув объектив от реки видно в лесу видно заросшую каменную кладку - это и есть боковая стенка заброшенной и заросшей военной-сухумской дороги.
Сверху булыжное мощение затянуто дерном, и на дороге старые уже деревья. Только сбоку иногда можно увидеть каменную кладку, которой выравнивали профиль.
С дороги иногда открывается обрыв в реку
Камни в реке
Место лавиноопасное. Всего в километре есть свежий вывал. Видно как шла лавина, где ломала, а где бегущая впереди лавины ударная волна воздуха, способная обламывать вершины больших деревьев как спички.
Это место съемки не просто на лугу, а на месте выхода лавин. Лес тут не успевает вырасти. Справа на снимке по склону видна полоска леса уцелевшая от сходов лавин, остальное место на склоне выбито, лес там не растёт. В случае крупной лавины, пограничники, стоящая там метеостанция и приют оказываются отрезаны до месяца от цивилизации и связь только по воздуху вертолетами.
Переломанные стволы оказываются в реках, где их ошкуривает и стачивает поток
А над всем этим царствуют гордые пики скал, обрамленные ледниками и шапками облаков.
Эту долину периодически от края и до края заливает, в случае если сходящая лавина перекрывает течение реки
Вид на скалы в дымке
Поляна в лесу, не очень далеко от предыдущего снимка
Еще вид на горную реку Слева в кадре верхушки елей с обломанным лапником. Это последствия ударной волны лавины. Ударная волна опережает лавину и бьет по верху сбивая ветки. И даже если лавина не доходит или поворачивает, то ударная волна способна преодалеть большее расстояние.
Озеро в горах
Возвращаюсь в Домбай. К его горным рекам посреди городка Жителям местами приходится защищаться от нрава горной реки возводя десятиметровые бетонные укрепления
**** На следующий день выхожу к водопаду Чертова мельница. И в этот выход погранцы прохлопали мой проход, в результате чего вышел намного выше разрешенного. Видел и стреляющий булыжниками водопад и скалы бараньи лбы, за которыми сразу граница. Но все это под проливным дождем, под которым не достать фотоаппарат. Только в такую угрожающую погоду снимаются дальние посты на этом маршруте из-за возможного селя и остаются только редкие пикеты на самой границе.
На подходе к водопаду "Чертова мельница"
Снег близко к горной реке.
Водопад внизу, на десятки метров ниже площадки с ревом несётся зажатый скалами поток.
Кстати язык народа, населяющего это ущелье, карачаевцев, принадлежит к тюркской группе, и приезжие с Казахстана будут приятно удивлены знакомым названиям и множеству понятных слов, хотя разговорный язык конечно сильно отличается, но так же присутствую знакомые коль, кол = озеро, Тау- гора и ещё много неожиданно знакомых, да и в названии Домбай, явно неслучайно присутствует бай Вот такое вот неожиданное открытие.
В этом беда россиян и в частности русских. Давно известные факты истории до сих пор для них "открытия", а человечество считается возникшим с Москвы.
Сейчас посетителей на этом форуме: 1, из них зарегистрированных: 0 и гостей: 1
Зарегистрированные пользователи: Нет
Вы не можете создавать темы Вы не можете редактировать сообщения Вы не можете создавать опросы Вы не можете прикреплять файлы Вы можете отвечать на сообщения Вы не можете удалять сообщения Вы можете голосовать