Берег Волги, хмурый ветер, не по летнему ласкает, Рано утром по нахоженным местам намок гранит. Град науки, ещё спящий, мокрой дымкой провожает. Институтских сосен мокрый ряд стволов стоит. Гриф Высоцкого гитары с 65-ой параллели жму на миг в пустой аллее самый лучший проводник!
И так, к мечте очень давней. Знаменитый маршрут №30. Через перевалы ЛагоНаки к Морю. Мечта любого совесткого академика. Рано утром посетил наших бронзовых Курчатова, Мещерякова, и Высоцкого, вблизи набережной Менделеева и ощутив бронзовый гриф гитары быстрым шагом через спящий институтский район города к первому экспрессу!
Хотя энергия переполняет уехать хоть с этого самого места автостопом с рюкзаком. Но сейчас ранний первый экспресс до Москвы. В 9:00 (два часа спустя) серая ветка метро будет привычно скрипеть длинным эскалатором опуская на самое дно Московских тоннелей.
Через час выбрасываюсь на Варшавской. Тут есть быстрый "гейт" из подземных поездов в наземные. Где-то в дебрях контактных сетей тысячи знакомых мне деталей надежно собирают мой маршрут...
МКАД пересекаю уже на обычной электричке Павелецкого направления. Чуть немного за МКАД к первой крупной заправке BP. Тут очень много колонок и На BP Более позитивный контингент - люди свободнее, и веселее. Отсидевшись под электротягой, как голодный волк пытаюсь нападать на машины. Но к удивлению никакой битвы с выбором, вторая же встреченная машина как-то обыденно и просто с полслова.
Микроавтобус Фольксваген, среднего возраста, с номерами столицы Молдавии и женщиной за рулём. На этой уникальной заправке можно было недолго и уехать и более дальние расстояния, но я решил не огорчать своим матерым автостопным невниманием первую машину автостопа и хоть мы едем недалеко, всего только до развилки М4-М6 это только до края Московской области. Но вполне достаточно узнать, как там в Молавии жизнь сейчас. Ни одно СМИ не даст, и никогда не сможет дать той пронзительной правды жизни. Женщина, радиоинженер по образованию, из Кишинёва в 45 лет освоила строительный бизнес и руководит бригадами не нескольких объектах в Подмосковье. Идущая война зацепила и эту сторону осколком. Пришлось иметь две машины. Одна дома в Кишинёве, другая в Москве. "Хохлы совсем оборзели, если видят сумки, товар, даже дешевый инструмент - берут себе всё что нравится.... Украли даже коврики из машины, и ещё они в Евросоюз хотят - банда Махно... Приходится держать две машины, одну там, другую здесь, а через Украину только самолётом. (либо только с абсолютно пустой машиной).
К обеду на знакомой развязке - подвозит на пару км эвакуатор к более удобной позиции - затем ещё легковая чуть-чуть и далее уже на удобной позиции тяжелый грузовик. Ехать будем долго... обсуждать жизнь, семьи, авиацию, политику и многое многое другое, проезжая мимо тульские и липецкие районы, объезжая несколько удобных для объезда платных участков.
Вот так выглядит пешеходный переход, на обычной дороге, по полосам видно, ничего общего к трассам не имеющей
Вы сможете тут пешехода не заметить? Чуть раньше видели двух пешеходов, ищущих где перебежать трассу
Две косули выскочили из леса, успел снять.
Наконец во второй половине дня минуем доделанную объездную Воронежа, и далее, далее на юг, всю Ростовскую область и объезд Ростова. Уже в глубоких сумерках фура въезжает в Краснодарский край и уходит на запад к приазовским станицам. Иду по полевой дороге между огромными кустами кукурузы, и в темноте ставлю в лесополосе палатку. Место абсолютно непроезжее и трассу слышно только вдалеке. Сухо, по южному тепло. С утра солнышко в семь совсем упорно разбудило, роса почти отсутствовала, что плюс при сборке палатки.
В восемь на дороге. С утра на трассе только размяться успел и сделать пару снимков, 1159 Км от Москвы (если считать от Дубны то ещё + 125) Для М4 нормальное передвижение. Хотя пользуясь автостопом, не как развлечением, а как наукой, вполне достижимо за день оказываться из Москвы в Черном море и даже в нужной его части
Снова грузовик, на Краснодар! Краснодар хорошо! За Краснодаром до моря два ленивых шага. Но мы не ищем лёгких путей! Останавливаюсь у неприметного поворота на Выселки
Путь через горы к морю с рюкзаком, предопределяет, что попадать нужно на северо-восточные земли за Кавказским хребтом, а затем через эти земли, имеющие в себе разные замысловатые горы, плато, пещеры, реки и народы оказаться с юго-западной стороны гор, где уже растут пальмы, киви, хурмы и пляжеотдыхающие тушки в шезлонгах. По пути хотелось ещё посетить и пожить в одной из республик Северного Кавказа. Естественно прямо на пути находилась Адыгея, и её столица Майоп. Было конечно сверхбеспечностью пронизать насквозть три несквозных района. В Майкоп удобнее было бы от Усть-Лабинска, но не ища удобных путей - выбрал короткий - был вознагражден провозом прямо чрез центры нескольких станиц, поменяв 4 машины, что было очень интересно. Майкоп оказался удивительным городом, одновременно и столицей и провинциальным городком, и помпезность зданий и соседство бетона в сплошную с стенкой 19 века.
Тротуары новые, неожиданно обрывающиеся в асфальт полусотлетний или в булыжник.
Удивительное соседство граней самой современности и истории не только в взгляде на улицу, а иногда на
одном шаге без промежутка одна нога может стоять в веке XXI, со всем его окружением, а другая нога в
полном антураже XIX века, без придирок. с просмоленным посреди города деревянным столбом с
телеграфными проводами.
Что ещё более удивительно - смотрится это очень душевно и понятно. Это ЛАКОНИЧНО ВЛИВАЕТСЯ. это совсем не дурное безвкусие костанайских лавочников, сумевших в безвластие отхапать первые этажи типовых домов 70-х и загадить их своими магазинами с неимоверной тупостью оформления. Тут такого нет. Здесь органично вплетается в жизнь дом 19 века в век 21 без ужимок. Есть и мечеть, правда новодел - подарок какого-то шейха.
Вокруг светская обстановка, напротив мечети фонтан дружбы Ребенок даже удивительно догадался и как бы немного попозировал на камеру.
Взяв для продкрепления лаваш из тандыра и кефир местного завода, осмотрел несколько улиц центра и
через коммуникатор отыскал Хостел. Хостел оказался единственый и не в центре, как обычно, а чуть поодаль в тихих улицах. Эдакий не то дворец, не то коттедж неведомо как забредшего в эти края иностранца. Очень позитивное место, удачи владельцу, незаурядному человеку, который увлекается фотографией и мотоциклами, и построил это великолепие для туристов в Адыгее. Кстати все улицы, кроме самых центральных засажены сплошняком вишней - садовой, спелой и никто её не ест.
По пути в хостел можно было просто открывать рот и доворачивать его в сторону очередной ягоды.
Вот дорога - вот спелая вишня, всё просто! Еда сама шла в рот.
Шествие со стороны выглядело так: некий чел, с иностранным рюкзаком шел по улице, открывал рот, слегка
доворачивал его и захватывал вишню, затем щипал себя, и через пару шагов выплюёвывал косточку, и так
повторялось до поворота! После поворота, (а улицы в Майкопе ровные и длинные) когда этот чел с
рюкзаком убедился, что это не мираж, и ягод много так будет продолжаться до горозонта - он перестал
себя щипать, видимо окончательно поняв, что попал в рай. (потом местные объяснили, что вишня у них это
сорняк - везде растёт.) Специально не писал три недели может вишня отойдет... .
Но на всякий случай добавлю : Уважаемые девушки из ЖД касс станции Кустанай! Если к вам завтра
прибежит толпа хабалистых теток с грязными вёдрами и надписью на лице "Центральный рынок" и будет
требовать билеты в Майкоп, продайте им всем билет в Магадан, он пишется почти так-же как Майкоп, пусть
в Майкопе останется на улицах вишня, а белые магаданские медведи будут сытно потираться о земную ось,
чтоб она веселее крутилась. Продолжение следует, горы и страшные вершины Фишта впереди!
Пару ребенков у мечети уже успели разглядеть, смотрим далее на людей на лица. Самый большой человек живет на главной площади перед зданием правительства, зовут ильичём
На здании правительства как видим два флага. Зелёный - Республики Адыгея. Его здесь уважают и любят.
Население детсадовского возраста тусуется в парке возле каруселей, которых тут можно устать обходить, очень и очень много
Подростки гуляют группками, как в любом городе
Детвора ещё не определившаяся с возрастом скучает у фонтанов
или забравшись на памятник
Памятник кстати называется "Навеки с Россией"
Попробовал найти национальный колорит.
Потратил гору времени! Это наверное единственное найденное во всем городе
Ну и конечно свадьбы! Какой может быть кавказский город без свадьб???
Кунаки как полагается на конях, а уже за ними вереница гудящих на весь город машин
А это подсмотренное потихоньку ночью. Подружки невесты в полночь перед институтом запускают воздушные
шарики, возможно с желанием хорошо выйти замуж. Не стал лезть ближе и мешать делая более красивые снимки. Над студентами, запускающими фонарики
бронзовый Пушкин как бы им даёт напутствие. Сравниваю при этом хорошо знакомую пушкинскую в Москве, и это место у Пушкина здесь в Майкопе - тут намного уютнее!
Кстати ходить по улицам ночного Майкопа абсолютно безопасно. Специально для маргиналов, у которых НТВ съело 98% мозга - здесь намного безопаснее Москвы и любого крупного города России. Тут заботятся об имидже очень крепко.
Ночное здание правительства
Вот ночная остановка общественного транспорта:
Специально для бездельников из акиматов крупно. ЗАКРЫТАЯ С ТРЕХ СТОРОН СТЕКЛЯННЫМИ СТЕНАМИ БОЛЬШАЯ ОСВЕЩЕННАЯ ОСТАНОВКА С ДВУМЯ БАНКОМАТАМИ (В HD разрешении, полиции рядом нет, обычная остановка, второй банкомат с другой стороны, вдруг мало одного банкомата будет.)
Ну а теперь забавности местной жизни! Без них было бы скучно! Кроме первого ильича, который скучно стоит спиной к правительству, есть его собрат, намного болеее весёлый!
Вот это здание знаменитого Майкопского пивзавода, снабжающего толстобрюхих пляжележаколежателей в районе Сочи свежим Майкопским пивасом!
На другой стороне этой улицы на пивзавод уныло смотрит ильич
Прямо на пивзавод! Причём если проследить за что держится правая рука ильича при этом становится весело всем проезжающим и проходящим
Мясо тут с весёлыми ценами, причем очень качественное
Эти давно, уже лет 40 забытые модели карет скорых помощей на базе Волги тут ещё прекрасно работают,
подтверждая здоровье местных жителей.
В Адыгее очень много машин чем либо отличающих их владельцев. Обычно это либо черная машина, либо белая
Вот кстати ещё одна остановка с банкоматами
Кстати прошел дождь, посмотрите, нет ни песка ни грязи кругом чисто.
Есть ещё много интересного в столчином граде Майкопе, но нужно переходить к горам. Хотя нет. пожалуй ещё пару интересных вещей включить нужно:
Это фотнтан в центральном сквере, после этого фонтана за то убожество, которое взгромоздилось в
кустанае вместо лебедятника, должно быть стыдно всем чинушам до седьмого поколения.
Это бассейн. Это не река. Вода реки тут мутная ибо горная - это огромный полноразмерный бассейн под открытым небом, наполняемый для жителей водопроводной водой, проточный и очищаемый! Тут олимпийские заплывы устраивать можно. А есть ещё и крытые бассеный и стадионы много чего интересного. Стоит ли удивляться, что у молодёжи отличный выбор?
Краеведческий музей. Раздел археологии
Настоящий дольмен с пробками
Ещё было обнаружено сооружение из нехилого куска бетона, назначение которого разгадал не с первой попытки. Сбила винтовая лестница ведущая внутрь, но сейчас наглухо заваренная сваркой. Оказалось это ] памятник очагу! Вот такой интересный памятник.
А теперь Тссссс!!! тихо! А ещё мне стыдно перед адыгейцами выкладывать следующее фото. Я в Майкопе отыскал родственников
Костанайского архитектора! Вот смотрите: Парадный подъезд "Адыгеягражданпроект" второе фото..... Неееееее! Это заразительно! Бацила костанайских архитекторов проникла в
Адыгею!
Ну а дальше нужно расставаться с уютным городом, и продвигаться вглубь гор. Далее меня ждет Хаджох,
затем водопады,
следом небольшой переезд на грузовике урал, а потом подъем на перевалы к снегам, и скалам
Продолжение следует... Пришлось всё переписать из-за сбоя страницы при редактировании
И так, в данное время как оказалось существует две версии этого рассказа в параллельной реальности этого форума. Если я захожу посмотреть ТОЛЬКО СВОИ сообщения, то я вижу обе версии, а если захожу в Клуб Путешественников, то только эту отображаемую "Маршрут № 30"
Уж не знаю, чем меня захватила столица Адыгеи, но о нахождении там несколько дней не пожалел, интересный город, интересные люди. Но нужно далее в горы. За город выбираюсь на такси. До первой остановки на шоссе, остановка прямо напротив знаменитой Майкопской бригады. Такси обходится в сотню, а пешком бы я сюда с рюкзаком выбирался более часа, ну или как вариант можно было использовать активный ситистоп.
Далее дорога идет только в туристические места Каменномостский, и Гузерипль. Сколько раз себе представлял себе эти дороги с детства, глядя на карту. Представлялись эдакие совсем Афганские пейзажи, с выжженным солнцем камнем и бегущей по камням реке. В реальности всё оказалось обыденно. Шоссе, придорожная трава, кое-где лес и турмошенники.
На каждом таком отрезке, где есть платные достопримечательности, а у дороги стоит турист, всегда остановится эдакий добрый человек, который тебя забесплатно закинет только к одному единственному человеку в этих горах, который за все отвечает и комплектует группы именно на этот маршрут. В общем цирк состоялся! Я был привезен прямо в офис компании, которая уже отпправила группу в поход в одну из местных достопримечательностей, но ничего страшного мы вас к ним присоединим и вы пройдете своей маршрут. Далее следует длинная тирада, о том что только мы занимаемся сейчас этим и только у нас самые опытны итд , и самые и без нас ВАС ДАЖЕ НА ПОРОГ ЗАПОВЕДНИКА НЕ ПУСТЯТ! А всё удовольствие стоит всего 15 тыс рублей, Естественно ни какие 15 тыс собирателям "у провалов" и проводникам туристов не досталось. От чего они несколько огорчились и уж напоследок вдруг сработает: посоветовали даже не пытаться никуда идти, а сразу у них взять такси прямо до моря! Жаль поржать было не с кем. (Будьте осторожны эта фирма ищется через Гугл повсеместно, и фото у них отличные, правда те места, где потащится смешанная группа толстопопых диванных туристов - фото будут не совсем те и впечатления несколько иные.)
Расставшись с пятнадцатикосарёвыми "героями туриндустрии" отправился осматривать Хадхохскую теснину. Здесь её часть под мостом со всех сторон прикрыта и вход платный. Решил заплатить бендерам за их провал, Скидок членам профсоюзов не предполагалось. Несколько красивых для глаза мостиков над пропастью, совершенно непригодных для качественных фото. Уже затем нашел шикарные панорамы и виды и даже гроты и водопады совершенно бесплатно и чуть далее. Глупых туристов в это время обвозят в автобусе с другой стороны. Я же продвигался по красивейшей тропе, периодически выходя то к отвесным скалам, то к удивительным местам реки. Сюда можно зайти с платного участка:
А вот интересная встреченная группа туристов: Домашнего вида тетьки и с ними некий дедуся проводник с дубинкой навроде бейсбольной биты.
Я ещё тогда подумал, что он палку с собой таскает, чтоб этих клуш в шортах собирать кучнее, чтоб не разбегались. Но не от медведя же он отбиваться этой палкой собрался Но на другой день повстречал медведя, с хорошей свежей шишкой на лбу, и медведя шишка явно беспокоила. Фото шишки на лбу медведя не делал... немного занят был, чтоб переключаться с видео на фото, но видео снял. Ролик наконец в Youtube появился относительно несильно испорченном виде.
Если вдруг в окне плохо - можно смотреть по прямой ссылке и в настр. поставить 1080.
Водопады Руфабго в лучшем виде есть на видео, доступны для культурного осмотра 4 водопада. Первый совсем туфта. далее лучше. Четвертрый грандиозно извергается в чашу струей, и далее для обычного туриста все и заканчивается, но выше и изрядно поизвозившись после дождей есть ещё три диких водопада, хотя и не таких красивых. Не будем тратить на это место много текста и фото, тем более что видео водопадов эффектнее
Немногие идущие к водопадам знают, что сверху на скале есть ещё пещера. А если не знают, а проводники за дополнительную денюжку могут... На самом деле конечно никакая не пещера, а грот, Обычный вывал породы с дыркой вверху, размером с четырехэтажный дом. Ничего интересного, кроме снимков, которых без специаьного освещения сделать будет трудно Та самая классическая ситуация, когда глаз видит, а объектив совершенно бессилен, чтоб снять. Если есть время убить лишний час - ползите вверх по ступенькам прячущимся от лавочки первого водопада, если взымающие деньги за провал хотят ещё и деньговых денег за якобы показ пещеры - посылайте их в пешее путешествие к медведям. Дырка в скале не стоит даже потраченного времени на подъем. Так как я проник сюда со стороны гор, то ничего не платил, и даже уже задумал раскинуть на поляне палатку, но начавшаяся на закате движуха воздуха ясно показала, что вся сырость с реки ночью будет тут - в итоге я перешел мост, сооруженный для платного посещения водопадов, и отыскал поляну с другой стороны, из минусов было, что рядом была дорога, метрах в 50 от палатки, из плюсов относительно сухой воздух ночью.
А утром меня взял Грузовой УРАЛ и отвёз прямо в Гузерипль, тот самый Гузерипль, который представлялся последние лет пятнадцать.
В кабине Урала по горной дороге ехать намного комфортнее, чем в любом легковом авто. Очень хорошо ощущается разница между хорошей машиной и консервной банкой на игрушечных колёсиках. В КПП заповедника все по военному четко и точно. Паспорт, запись в журнале. День пребывания (на 2015 год) - 200 рублей. В Журнал и билет записывается маршрут движения. Отклоняться от маршрута нельзя. У меня был маршрут Партизанка (или Яворова поляна) - Перевал Белореченский, Приют фишт - 2 ночи с дневной радиалкой между ночами на ледник, Перевал Черкесский - Водопадная, выход на Лаго-Наки. То есть фактически вокруг горы Фишт. Спуск к морю с маршрута категорически запрещён! Там идет стройка дороги. В Гузерипле замечаю удаляющихся по Белой Рафтеров. За одно на память остался снимок как выглядит река Белая в Гузерипле. Для групп туристов продуктами следует закупаться ещё в Майкопе, а вот кафе есть хорошее и в Гузерипле. Дальше можно на много дней считать кафе - переносным примусом и котелком. От Гузерипля до начала тропы ещё 15 км дороги. Даже асфальтовой, даже летом проезжей для легковых. (лето тут в высококорье может неожидано кончиться в начале сентября). Очень легко ловлю попутный транспорт и вот он бывший Приют Армянский (недалеко от Амянского ручья) Раньше здесь был настоящий отдаленный турприют - сейчас благодаря асфальту - площадка для начала. Даже не знаю за что фотоаппараттом зацепиться - все настолько буднично. От приюта уходит тропа, с первых метров похожая на обычный просёлок. Но с каждым десятком метров ощущения меняются! Вокруг горы, ручью, камни, огромные пихты и тропа превратилась в горную. Наверное тут должно прийти то самое ощущение, когда много лет мечтал дойти сюда летом к Лаго-Наки. Но что-то не так, всё время беспокоюсь о навигации, тропа норовит ветвится - тут есть к водопадам вдоль армаянки и только выйдя выше на альпийские луга ощущаю полную свободу и полное счастье горного воздуха. А под последним островком пихт перед альпийскими лугами нашел детский рисунок
Прошло семь дней, но я уже соскучилась по маме. Сейчас я иду из приюта на базу в Хаджох. Завтра поеду к маме (приют фишт в высокогорье между перевалами под склонами Фишта)
Маршрут удивителен тем, что каждые несколько часов он меняет ваше положение в природных зонах. Причем меняет сильно! Подъем по ощущениям начался в типичных долинах рек закавказья, заросших лесом пологих горах. Проследите как будет меняться характер природы - вот лес на старте и горный ручей: [/url]
Далее совсем немного и тропа ныряет в лес восточных склонов, он совсем не такой как был до этого и будет далее, тут нужно хорошо разбираться в биологии. И вот выход выше кромки леса на альпийские луга, как раз последнее фото предыдущего сообщения. Огибаю Оштен и к приближению перевала луга меняются. Уже другая зона, более суровая.
И всё это происходит буквально за два - три часа. Зоны которые отстоять друг от друга должны на тысячи километров тут находсятся по разные стороных горы, а между вершинами и между перевалами ещё и промежуточные ни на что не похожие.
Горы, камень, именно камень здесь не как в Домбае, тут, как в Пермском Урале под Кунгуром, это КАРСТ! Известняковые скалы. Внимательный читатель нашего клуба уже видел типичные фото карстовых провалов, вот он такой характерный Фото крупно:
Вымытый тысячами лет гипс образует полость, которая со временем образует вот такую воронку, Типичная карстовая воронка, частично заполненная водой и льдом. А ведь ещё утром часов в 11 не знал куда от жары деваться внизу. Впрочем и теперь солнце греет, но холодный высокогорный ветер уравнивает.
От жары закавказья, в тень лесов предгорных рек - всего часа четыре, вместе с регистрацией в заповеднике! А тут оказалось немного усилий и уже прохлада альпийских лугов, ещё несколько часов подъема и снежники хрустят под обувью и в далеке слышен между скал воющие ветровые всплески. Погода замечательная, легкие облачка.
Соседство буйного цветущего лета альпийского разнотравья и снегов, прямо как на шахматной доске
эти остатки снега можно смело форсировать, под ними не окажется провала. Если подъем и солнце припекли можно разуться и побегать босиком, а потом посидеть рядом с холодильничком. Бодрит и освежает. Удивительный контраст жары в ветровке и вот он лед под ногами.
Видом, открывающимся с Гузерипльского перевала наслаждаюсь только пять минут. Завораживающий вид на хребты до горизонта в дымке и памятник на перевале. Тут была война. Именно этим маршрутом знаменитая дивизия Эдельвейс пыталась пробиться через горы к Сочи. Не получилось - альпийские стрелки не смогли пройти через именно эти несколько перевалов маршрута. На каждом перевале несколько памятников тем событиям 1942 года.
Солнце падает за горы на глазах, а мне нужно успеть к той отливающей ледяной синевой скале, отметиться в лагере и разбить палатку на ночь.
где есть крупные фото, которые можно поразглядывать - они отдельной ссылкой, чтоб не перегружать страницу сайта картинками (при нажатии на ссылку открывается подробное фото)
Естественно спуститься я не успеваю, и вся красота предночного фишта видна мне только на хорошем ходу, благо приют находится внизу и важно не оступиться
Но прямой дороги туда нет. Впереди ещё спуск почти до полуночи. Первый мост на пути ещё в легких сумерках,
Далее по темнеющему лесу выход на лагерь и мост у лагеря пересекаю уже при свете хорошей луны! Вот такая она высокогорная луна
А это лунный мост для ночных волков, пробирающихся в лагерь
Ночёвка на приюте Фишт всегда холодная. Ледяной воздух спускается с горы вниз. Спальник нужен даже в июле уверенно работающий до 0 градусов и сухой. Либо придется греться всю ночь у балаганов с очагами. за домиками егерей. Некоторые непожелавшие запасаться качественным обмундированием - там всю ночь и находились. Но фото не делал. так как сильно устал за день предыдущий и приготовив на газовом примусе царский ужин спал в царском спальнике, под лечебным ледниковым воздухом Фишта лучше чем у себя на диване дома. В приюте кстати по прибытию регистрация у егерей, с проверкой документов, маршрутов, соблюдения маршрута, документов на право нахождения в заповеднике итд. Это строго. Это заповедник. При мне два туриста в навороченных джинсах стали обладателями квитанций на 4,7 тысячи рублей каждый, за неоформленные на КПП документы.
Под Фиштом кстати в хороших спальниках снятся хорошие перевалы:
Сейчас посетителей на этом форуме: 6, из них зарегистрированных: 0 и гостей: 6
Зарегистрированные пользователи: Нет
Вы не можете создавать темы Вы не можете редактировать сообщения Вы не можете создавать опросы Вы не можете прикреплять файлы Вы можете отвечать на сообщения Вы не можете удалять сообщения Вы можете голосовать