Есть в парке Победы примечательное место - мраморная плита с фамилиями курсантов Сталинградской школы пилотов, разбившихся во время учебных полетов на местных аэродромах в 1942-1945 годах. Долгое время сведения об этом училище были закрытыми. После их рассекречивания костанайские краеведы узнали много интересного. Однако в этой информации до сих пор не хватает живых рассказов реальных свидетелей тех событий. С некоторыми из них корреспонденту «НГ» удалось встретиться в разные годы. Читать статью
Давайте не путать: Фашизм как тоталитарное движение зародился в Италии и получил название от итальянского слова "fascio", что означает "пучок", "связка", "объединение", "союз". Гитлер, взяв за основу идею Муссолини, развил её на расистской почве и создал уже национал-социализм.
Спасибо за статью. Мой дед, Жолобов Иван Тимофеевич, со своей женой, Татьяной Ермолаевной и сыном Владимиром были эвакуированы вместе с этим училищем, поскольку дед служил там техником. Уже здесь, после войны, у них родились- мой отец, Жолобов Олег Иванович и тетя -Жолобова Лидия Ивановна. Так их семья осталась здесь. После войны дед остался работать на аэродроме.
Спасибо за статью! Не знал о всех деталях этого уголка неба в войну. Что в Затоболовке был аэродром когда-то очень много лет назад слышал. Сейчас прочитал и вспомнились те слова, уже было совсем стершиеся. Интересно где именно была ВПП?
А что касается эха войны. То и сейчас в лесах лежат самолёты со времен войны и каждый год всё ещё кто-то натыкается на останки боевых машин иногда даже с пилотами. Хотя это происходит всё реже. А разглядеть в разрушенных деталях потрепанных ещё и временем останки самолёта может уже не каждый живущий сейчас житель.
Этот штурмовик ИЛ-2 найден всего чуть более 10 лет назад в глухих лесах подмосковного наукограда Дубна.
Лежал, практически один бронекорпус, лонжероны и каркас силового набора крыла, и части разрушевшегося фузеляжа с мотром. На островке среди заболоченного леса, куда не всякому захочется лезть. Во время большой суши, на него случайно вышли люди. Возникла идея эвакуировать самолет и восстановить, но это оказалось очень не просто. Штурмовик весит очень немало. Бульдозер снаряженный по лесу пробить дорогу сам чуть не утонул в болотах. Пришлось привлекать тяжелые винтокрылые машины из армии.
Самолет был одним из первыйх серий, одноместная кабина без стрелка. И да! Гибли не только в бою. По открытым архивам, номерам деталей и журналам частей нашли и аэродром приписки и пилота. Это был учебно-тренировочный полёт ИЛ-2 с аэродрома тыла в Борках. Отказ техники. Пилоту удалось приземлиться в густом лесу на парашюте. Самолёт найти и вывезти не смогли! Так и лежал. Судьба пилота потом ещё до 1944 года прослеживается в боевых вылетах на штурмовку. Погиб в 1944. Самое интересное что в этом самолёте были детали сделанные в самой Дубне, куда во время войны был эвакуирован завод №30 производивший в разное время разные части самолетов и некоторые машины почти полностью. Тот самый завод, где позднее доводили технологии сварки крыла знаменитого МИГ-25 и где выпускают самые грозные и высокоточные крылатые ракеты! Именно на территорию завода штурмовик и вывезли тяжелым вертолётом. Было известно об ещё трёх штурмовиках валявшихся в лесах района. А в недрах завода остались ещё некоторые детали фронтового задела для самолётов. Была идея восстановить самолёт максимально близко к оригиналу. Так как ИЛ-2 первых серий настоящих практически не сохранилось. Искали детали по всей стране. На местах боёв, по рассказам жителей, на заводах. Собрали детали на три самолёта чтоб качественно сделать один! Но так и не смогли найти шасси и резину оригинала. Нигде не сохранилось. Но потом вспомнили, что Антонов, когда делал свой АН-2 испытывал большие затруднения с финансированием проекта этого как тогда казалось никому ненужного биплана. И использовал в АН-2 чертежи и даже огромные запасы колес от ИЛ-2!!! Это был настоящий подарок и АН-2 полетевшему на шасси тяжелого штурмовика и теперь для тех кто после работы в цехах ювелирно восстанавливал боевую машину.
Сейчас этот самолёт стоит в Дубне, рядом с рекой Волгой. На стрелке ул Сахарова и Строителей, которая фактически набережная.
Всех из уголка неба с приближающимся праздником Победы!
Ваш земляк: Побольше бы таких статей! Чтобы все знали историю города Кустанай, чтобы не возникало потом разговоров нехороших.
Впечатляет, отношении к людям конечное желало лучшего, начнись сейчас такое, наварят ли сюда перебазируют, уже другое государство и другие люди, чужие мы стали.
До того сейчас опошлили, Великую Победу, этими георгиевскими лентами, о которых наверное и не слышали Ветераны Войны, надписями на машинах немецкого производства, типа "на Берлин" "Спасибо Деду за Победу" начали делить победу, враз весь Украинский народ превратили в фашистов, хотя их народ не менее пострадал от немцев, почему не соблюдаю политкорректность? просто как помню в детстве всегда ветераны в своих рассказах говорили, что воевали против немцев, не знали они слова фашист, это слово появилось в 90х годах, появляться признаки реваншизма переходящий в фашизм.
В Казахстане на фронт было мобилизовано около 25% населения. Многие казахстанцы попадали в самое пекло войны: в битву под Москвой, под Сталинград и на Курскую дугу. Подсчитано, что на фронт ушло около 70% мужского населения республики в возрасте от 18 до 50 лет. По данным военных, за годы войны в Казахстане было сформировано 12 стрелковых, 4 кавалерийские дивизии, 7 стрелковых бригад, около 50 отдельных полков и батальонов. И в целом считается, что на фронт было мобилизовано от 1 млн. 200 до 1 млн. 400 000 человек Согласно статистическим данным, Казахстан потерял в войне около 400 000 человек. Думаю, это тоже заниженная цифра. Так, например, подсчитывая число ушедших на фронт, статистики не учитывали призванных в ряды Советской армии в 1939, 1940, 1941 годах и ранее. Большинство из призванных в довоенные годы встретили войну уже в действующей армии. Казахстанцы храбро сражались на полях сражений, более 500 из них стали Героями Советского Союза. Постоянно шла мобилизация граждан на предприятия тыла. Сокращенно эти производства назывались «трудовой армией». Не менее 700–800 тыс. людей трудилось на рудниках, шахтах и других трудоемких производствах, помогая фронту, и тем неимение мы же не бегали, с георгиевскими лентами, и с угрожающими надписями на машинах, и не носились еще года два назад с портретами покойных, нет такого в наших обычаях.
Сейчас посетителей на этом форуме: 225, из них зарегистрированных: 0 и гостей: 225
Зарегистрированные пользователи: Нет
Вы не можете создавать темы Вы не можете редактировать сообщения Вы не можете создавать опросы Вы не можете прикреплять файлы Вы можете отвечать на сообщения Вы не можете удалять сообщения Вы не можете голосовать