В Костанайской области, как и в других регионах страны, вновь обозначился интерес населения к российской Программе добровольного переселения соотечественников. Эту тенденцию уловило посольство Российской Федерации в Казахстане и провело семинар по разъяснению положений программы. Читать статью
Цитата:"все эти выпады Азимбая Гали, Доса Кушима и иже с ними происходят с молчаливого согласия руководства страны "
Интересно, а что надеются эти-горе- патриоты- националисты, призывая к созданию мононационального государства? НАЗАД в ИСТОРИЮ,ОБРАТНО В СТЕПЬ И ЮРТЫ, ОПЯТЬ ПАСТИ БАРАНОВ ???? А про "желтого Дракона", который смотрит через Джунжарское ущелье, забыли? А про китайские карты, на которых все Семиречье, р-н оз.Балхаш и г.А-Ата считаются китайской территорией!!! Читайте Абая, господа - провокаторы с куцей исторической памятью !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
уважаемые земляки- кустанайцы! Если вы надумали переезжать в россию, то я вам предлагаю обращаться в миграционные службы регионов России (ВНАЧАЛЕ ВСЕ УЗНАЙТЕ! )или по указанным телефонам: Только самим, своими руками, своим потом и горбом можно сделать жизнь лучше.
Вот мы и предлагаем вам, соотечественники – не ждать чудес, а взять свою жизнь и землю в свои руки. Сейчас для этого самое время – и земля есть свободная и государство, наконец, озаботилось, что крестьянство – становой хребет страны и без него стране не быть!
Можно ли взять землю?
Можно – и много. В долгосрочную, на 49 лет аренду, с преимущественным правом выкупа. Да, эта земля давно не пахалась. Да, прежде чем дать обильный урожай, она потребует работы. Будет трудно – от слова «труд» - но не труднее, чем было когда-то нашим предкам. Они же справились?
Зато это будет ВАША земля. И работать на ней вы будете НА СЕБЯ.
Поможет ли государство?
Поможет – поначалу в рамках Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников. А дольше – как работать будем! Идет сейчас кредитование сельхозпроизводителей и в рамках национального проекта по развитию АПК, и по другим государственным программам. Хозяйствуй только с умом, держи нос по ветру, да не бойся стучать во все двери – стучащему откроется, а под лежачий камень и вода не течёт. Страшно переезжать в одиночку? А не надо в одиночку. В одиночку – это дело неподъёмное. Вместе надо, сообща – общиной, так как делали это наши деды и прадеды! Как всё это сделать? Вот об этом и рассказывает наш Проект «Дорога к дому». Читайте. Спрашивайте – ответим. Спорьте – обсудим. И присоединяйтесь – пойдем вместе.
Виктор Барсуков от лица инициативной группы Проекта «Дорога к дому».
По всем вопросам проекта «Дорога к дому» Вы сможете связаться с его руководителями: • Барсуков Виктор – 8-903-733-93-95 • Федорченко Виталий – 8-905-560-88-45 • Прохоров Антон – 8-909-699-26-50 Написать Вы сможете на адрес rtth07@gmail.com или dorogakdomu07@mail.ru. Факс (495) 223-38-01
Почта: 101000, Москва, Главпочтамт, а\я 786, Барсукову Виктору Юрьевичу
В пятницу, 8 сентября, в совместном пресс-центре информационных агентств «Интерфакс-Урал» и «Тюменская линия» состоялась пресс-конференция заместителя губернатора Сергея Дегтяря. Она была посвящена программе содействия переселению соотечественников, живущих за рубежом.
Тюменская область в числе первых двенадцати регионов Федерации стала «экспериментальной площадкой» для «обкатки» государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
Это Сибирь, Дальний Восток, ряд городов европейской части России. До первого сентября президент России обязал принимающие территории представить проект региональной программы.
Специалисты департамента экономики совместно с отраслевыми департаментами с порученным делом справились.
По мнению заместителя губернатора, областная программа в дальнейшем не претерпит больших изменений. За основу взяты расчеты численности репатриантов и финансовые затраты с учетом экономической целесообразности.
Динамично развивающаяся экономика региона нуждается в притоке квалифицированных специалистов, потребность в которых не можем самостоятельно удовлетворить, несмотря на то, что в области успешно реализуются областная целевая программа «Государственная поддержка улучшения демографической ситуации и развития трудовых ресурсов на территории Тюменской области до конца 2010 года» и «Концепция по реализации программных мероприятий по вопросам миграции в Тюменской области», создается комплексная информационно-аналитическая система «Трудовой потенциал области».
Муниципальные образования области, исходя из возможностей по трудоустройству и специфики территории, готовы принять 4000 человек или 1000 семей, где двое являются трудоспособными. Репатриантов ждут в Сладковском, Викулов-ском, Ялуторовском, Уватском, Ишимском районах и городах Тюмени, Тобольске, Ишиме.
Переселившиеся соотечественники вместе с жителями области будут создавать Западно-Сибирский инновационный центр нефти и газа, реализовывать взаимосвязанный с ним проект по развитию городской среды г. Тюмени; инфраструктуру для туристической среды г. Тобольска, развивать сельское хозяйство, в том числе мелкотоварное производство, на основе развития личного подсобного хозяйства. Для временного проживания переселенцев на местах создается маневренный жилищный фонд. Предусмотрено и размещение мигрантов в гостиницах и общежитиях.
На этапе приема и адаптации, а это шесть месяцев, соотечественникам предусматривается частичная компенсация стоимости проживания за счет средств областного бюджета.
Дальнейшее жилищное обустройство будет решаться соответствующими условиями и правилами Тюменской области. Правительство области планирует субсидировать процентную ставку за ипотечный кредит на строительство или приобретение жилья из расчета нормы жилой площади — 18 кв. м на человека. На инженерных площадках под индивидуальное жилищное строительство по программе «Доступное комфортное жилье» будут выделяться участки и для переселившихся.
В целях стимулирования участия работодателя в обустройстве мигрантов предполагается предоставление (в соответствии с действующим областным законом) льгот по уплате налога на прибыль организации и налога на имущество организации.
Общая потребность в финансовых ресурсах для реализации мероприятий областной программы на 2007—2012 гг. составляет 2380 млн рублей, в т. ч. за счет средств:
— областного бюджета — 1655 млн руб.;
— местного бюджета — 2 млн руб.;
— внебюджетных фондов — 69 млн руб.;
— работодателей — 171 млн руб.;
— собственных средств переселенцев — 483 млн рублей.
Из этой суммы, подчеркнул Сергей Дегтярь, 94 процента составляют расходы на реализацию проектов переселения. Средства федерального бюджета в областной программе не учтены. Однако необходимо участие федерального бюджета в субсидировании расходов на покупку или строительство жилья для участников программы.
3. Желательно иметь листок убытия с указанием пункта приезда.
4. Все документы, которые у Вас есть (дипломы, аттестаты, пенсионные и пр.
5. На детей сейчас необходимо иметь вкладыш в паспорт.
Все документы переводить и нотариально заверять в стране постоянного проживания не нужно, Российское законодательство допускает только перевод и заверение Российскими же нотариусами. Обязательно убедитесь в целостности всех документов ,отсутствие порывов, склеек и чёткость печатей.
Полезные советы отправляющим контейнер с вещами:
1.Лицо, получающее контейнер должно иметь листок убытия из страны проживания в Россию или российское гражданство , вид на временное проживание(не путать с регистрацией). 2. Контейнер выдают без пошлин в следующих случаях: а) если у Вас имеется жильё на территории РФ.( ордер ФРУ на право владения) если решили купить жильё то знайте срок его регистрации месяц, и только через месяц получите документ из ФРУ, это время придётся ждать без контейнера. б) если Вы имеете близких родственников по нисходящей и восходящей линии(дети, родители) граждан РФ. в) если стоимость вещей в контейнере не превышает 5000 рублей.(поэтому если у Вас нет не жилья или родственников, то не берите ценных вещей и при регистрации и заявите сумму ниже). г) наличие отметки таможни РФ в декларации при пересечении границы РФ о несопровождаемом багаже т.е. контейнере.(обязательно заполните этот пункт- несопровождаемый багаж) Материалы с сайта:
(Материал с сайта Министерства Иностранных Дел РФ)
Основные подходы к решению задач в сфере миграции определены в «Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2003г. №256-р. В настоящее время в соответствии с Планом реализации Концепции разрабатывается проект Федеральной целевой программы, предусматривающей содействие в добровольном переселении соотечественников.
С рядом государств СНГ и Балтии заключены и ратифицированы специальные соглашения, дающие переселенцам некоторые льготы (Армения, Белоруссия, Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Латвия, Таджикистан, Туркмения, Украина). С Эстонией и Грузией такие договора заключены, но не ратифицированы. При Посольствах России в Армении, Латвии, Туркмении, Киргизии, Таджикистане открыты Представительства миграционной службы России, прорабатывается вопрос о создании таких представительств в Азербайджане, Казахстане, Молдавии и Украине.
Российские граждане могут беспрепятственно переехать на ПМЖ в Россию, однако вопросы своего обустройства им придется решать самостоятельно. Как правило, переселенцы приобретают жилье в России за счет средств, вырученных от продажи своей квартиры в государстве выезда, либо регистрируются у родственников.
Пенсионеры и инвалиды, имеющие российское гражданство, могут обращаться в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации или непосредственно в органы социальной защиты населения конкретного субъекта РФ с просьбой о размещении в стационарном учреждении социального обслуживания. Вместе с тем на предоставление путевок для постоянного проживания в домах-интернатах для престарелых имеются очереди, а условия размещения предполагают поселение от 3 до 5 человек в комнате. Участники ВОВ могут претендовать на размещение в домах-интернатах для ветеранов, где более комфортные условия (1-2 человека в комнате). Законодательство предусматривает предоставление мест в домах-интернатах либо в субъекте РФ по месту жительства на момент устройства (на соотечественников, проживающих за рубежом, не распространяется), либо по месту рождения. В противном случае путевки могут быть предложены в любом регионе, где имеются свободные места.
Если у заявителей нет гражданства России и права на его приобретение в упрощенном порядке, то они могут решать вопросы переезда в рамках Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 года № 115-ФЗ. Лица, не имеющие гражданства России, должны легализовать свое жительство в России, вначале оформив разрешение на временное проживание, а впоследствии - вид на жительство. Ходатайство о предоставлении разрешения на временное проживание заявители могут подать как через консульские учреждения России за рубежом еще до выезда, так и в органы внутренних дел по месту предполагаемого проживания в России непосредственно после приезда в РФ. Разрешение на временное проживание оформляется на три года, дает право на работу и может неоднократно продлеваться. Вид на жительство можно получить при наличии жилья уже через год после нахождения в России по разрешению на временное проживание.
Жилье в России имеет право приобрести любой гражданин (в т.ч. иностранный) независимо от страны его постоянного проживания.
В целях трудоустройства граждане, переезжающие на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, могут обращаться в территориальные органы по вопросам занятости населения, которые в соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», оказывают содействие гражданам в поиске подходящей работы.
Контактная информация, по которой можно связаться с территориальными органами Роструда, размещена на сайте Федеральной службы по труду и занятости (www.rostrud.info).
Кроме того, граждане могут обратиться по телефону в Управления Федеральной государственной службы занятости населения (УФГСЗН), на которые возложена координация по федеральным округам.
Центральный федеральный округ:
УФГСЗН по Московской области 8 - 495 - 683 - 18 - 20
Северо-Западный федеральный округ:
УФГСЗН по Санкт-Петербургу 8- 812 - 312 - 92 - 36
Приволжский федеральный округ:
УФГСЗН по Нижегородской области 8 - 831 - 237 - 27 - 66
Южный федеральный округ:
УФГСЗН по Ростовской области 8 - 863 - 244 - 23 - 03
Уральский федеральный округ:
УФГСЗН по Свердловской области 8 - 343 - 260 - 39 - 60
Сибирский федеральный округ:
УФГСЗН по Новосибирской области 8 - 383 - 222 - 72 - 50
Дальневосточный федеральный округ:
УФГСЗН по Хабаровскому краю 8- 421 - 273 - 87 - 58
Средства, выделяемые целевым образом по линии Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом, предназначены для поддержки соотечественников, проживающих за рубежом, и не могут расходоваться на помощь в их переезде в Россию.
Дополнительную информацию о переезде можно получить в МВД России (Москва, ул.Житная, д. 16) и в ФМС (Москва, Боярский пер., д.4).
(Информация с сайта Министерства Иностранных Дел РФ
Максим Топилин: кризис не отменяет потребности РФ в трудовых мигрантах РИА Новости. 16:00 14/10/2008 О привлечении иностранной рабочей силы в РФ и регулировании этого процесса рассказал специальному корреспонденту РИА Новости Екатерине Ефимовой заместитель министра здравоохранения и социального развития РФ Максим Топилин.
- Максим Анатольевич, недавно принято решение об увеличении квот для иностранных работников почти в два раза на текущий год, и более, чем вдвое на 2009-й. С учетом прогнозируемого экономического спада в РФ в условиях мирового финансового кризиса, не отпадет ли необходимость в привлечении иностранной рабочей силы?
- Во-первых, устанавливаемая квота не является обязательной нормой к выполнению. По согласованию с ФМС работодатели могут скорректировать число нанимаемых рабочих. Во-вторых, органы занятости субъектов РФ пока не сигнализировали об увеличении обращений за содействием в трудоустройстве. Более того, по данным служб занятости, во многих регионах наблюдается дефицит рабочей силы.
- Минздравсоцразвития не так давно утвердило перечень профессий, на которые в 2008 году квоты не распространяются. С чем связано включение в перечень топ-менеджеров? У нас нет своих управленцев?
- У нас есть свои управленцы, но мы хотим перенимать новый опыт в управлении персоналом, в управлении бизнес-процессами. С одной стороны, мы создаем свои учебные заведения, как, например, бизнес-школа «Сколково», а с другой стороны, хотим, чтобы персонал занимался внедрением передовых технологий. Во многом это связано с проектами, потому что топ-менеджеры не едут просто так, а едут под определенные проекты.
- Чем обусловлено включение в список узких специальностей, таких как микробиологи, биохимики? Россия планирует расширять соответствующие производства?
- Безусловно, существуют определенные бизнес-проекты, и мы учитывали то, что по ряду специальностей в РФ не хватает собственных кадров. А мы заинтересованы, чтобы эти работники у нас работали, передавали свой опыт. Это во многом связано с новыми технологиями, которые мы сейчас продвигаем. Под конкретный проект приезжают специалисты и помогают нам на нашей площадке осваивать определенное направление.
Однако, это достаточно тонкая материя, и надо четко наладить обратную связь, может быть, с помощью Торгово-промышленной палаты, чтобы понимать, не ошиблись ли мы, чтобы донастраивать систему по мере необходимости.
- Будет ли продолжена такая практика в будущем году? Список может пересматриваться или будет статичным из года в год?
- Мы будем обсуждать эту тему. Надо просто обобщить такую практику. Здесь есть системная проблема: приказ был принят позже, и в квотной кампании 2008 года это не было учтено.
Такая же ситуация с ограничением на работу иностранных работников в ряде сфер. Предложения по определению доли иностранных работников, для которых будет запрещена работа на рынках, в торговле, в фармацевтике, в спортивной сфере на 2009 год, мы должны внести в правительство 15 ноября. При этом квотная кампания уже закончилась 1 июля - до этого момента субъекты рынка должны заявить свою потребность в трудовых мигрантах. Спрашивается, когда субъект не знает, что правительство утвердит в качестве ограничений по доле на следующий год, кого он должен учитывать в своей заявке, а кого нет? Поэтому этот процесс надо корректировать.
- Какие могут быть нововведения в перечне так называемых «внеквотных» профессий?
- Что касается высококвалифицированных работников, есть инициатива Минэкономразвития применительно к особым экономическим зонам. Предлагается для ОЭЗ ввести некий более льготный порядок. И мы готовы рассматривать предложения МЭР и обсуждать их вместе с Федеральной миграционной службой. Например, возможен такой механизм: администрация ОЭЗ будет заявлять о своей потребности в рабочей силе через агентство по особым экономическим зонам, а затем Минздравсоцразвития будет утверждать перечень, который предполагает бесквотное привлечение работников.
- В ряде СМИ проходила информация о планах по возможной отмене квотирования иностранной рабочей силы. Существуют ли такие проекты?
- Мы всегда говорили о том, что надо совершенствовать механизм, и я считаю, более чем двукратный рост по заявкам на рабочую силу от регионов на 2009 год, означает, что мы на правильном пути. Другое дело – надо корректировать законодательство.
Должно быть так: кто не участвовал в квотной кампании, тот не имеет юридически права нанять иностранную рабочую силу. Сейчас это не так. Не участвуя в этой кампании, вы можете легально нанять иностранного работника. Надо научиться регулировать эти процессы.
Другая серьезная проблема – это невозможность контролировать наем иностранных работников физическими лицами. Например, это няни, подсобные рабочие. В Москве и Подмосковье это очень серьезный рынок. Учитывая, что у нас безвизовое пространство со странами СНГ, отрегулировать его, гоняясь за работодателем, невозможно. Видимо, нужно придумать другой режим для этой категории работодателей и работников. Если условно, то можно по этим иностранным работникам по ранее согласованному перечню профессий выделять некую надквотную долю, например 5%. Желающий работать у физического лица в качестве няни, помощника по хозяйству, на других работах такого рода, сможет получать документ, дающий право работать на свободном рынке. Однако, здесь надо понять, как получать страховые взносы за этого работника, потому что, если мы не будем регулировать, мы потеряем этот рынок.
- В этом году ряд регионов жаловались, что еще в июне исчерпали свои квоты по трудовым мигрантам и испытывают дефицит. Как будет совершенствоваться практика дифференцированного квотирования иностранной рабочей силы?
- Как вы знаете, 3 октября было принято постановление правительства РФ, согласно которому квота на текущий год с 1,8 миллиона человек увеличена практически до 3,4 миллиона человек. Уже подготовлены проекты приказов Минздравсоцразвития России по распределению квоты на выдачу разрешений на работу иностранным гражданам по регионам и профессиям, которые согласованы с ФМС. В этом объеме заложен небольшой резерв, но основная потребность в дополнительной иностранной рабочей силе у Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга.
На следующий год мы уже собрали заявки от регионов и должны внести до 15 октября проект постановления, и там мы уже выходим на 3 миллиона 977 тысяч человек. То есть, процесс квотирования, как бы его не критиковали до этого, начинает работать. Это невозможно было увидеть за первый год, зато сейчас это очевидно.
Однако, остаются еще определенные изъяны и главный из них, когда работники из стран СНГ получают разрешение на работу и приходят трудоустраиваться к работодателям, которые в заявочной кампании не участвовали. Нет связи между участием в квотной кампании и гарантированным получением иностранной рабочей силы. Это дестимулирует работодателей. Хотя штрафы и достаточно серьезная разъяснительная работа привели к тому, что если на 2008 год мы первоначально собрали заявок на 1,8 миллиона человек, то на 2009 год – уже на 3,9 миллиона. Регионы начинают осознавать свою ответственность.
Мы хотим, чтобы регионы и работодатели понимали, что если ты в квотной кампании не участвовал, то ты иностранную рабочую силу не получишь. И все попытки сказать, что работники нужны под срочный проект, не помогут. Нужно срочно – найми российских граждан. Рассчитывать и продумывать проект надо заранее, и бизнес должен научиться играть по этим правилам. Понимает же бизнесмен, где и сколько будет стоить земля под проект, где и по какой цене купить стройматериалы, такая же ситуация и с рабочей силой. Если нужных специалистов нет на региональном или российском рынке, надо просчитывать заранее, что потребуется привлечение иностранных работников, либо повышать зарплату.
- Будут ли ужесточаться требования к трудовым мигрантам, приезжающим из-за рубежа?
- Если мы свяжем квоту, заявку работодателя и выдачу разрешений, то, конечно, придется вводить требования. Но это надо делать осторожно, ни в коем случае нельзя резко дергать этот рынок. Безусловно одно: система должна вводиться заранее. Она не должна вводиться в 2009 году применительно к 2010-му. Я считаю, что в 2009-м должны быть объявлены правила игры на 2012 год.
- С учетом того, что все планы социально-экономического развития страны ориентированы на привлечение иностранных работников, каким образом Минздравсоцразвития будет проводить "селекцию" кадров, ориентируясь на эти потребности?
- В концепции социально-экономического развития страны есть раздел, посвященный совершенствованию привлечения иностранной рабочей силы. Кроме того, там есть тезисы о более эффективной легализации внутренних трудовых отношений. Проблема легального труда иностранных граждан такая же. Во-первых, нам надо легализовывать труд российских граждан.
Кроме того, у нас есть серьезные резервы: это рост производительности труда с внедрением новых технологий, а также трудоустройство таких групп граждан, как инвалиды или мамы, сидящие с детьми. Я не считаю, что у нас не хватит трудовых ресурсов. Нам необходимо их использовать более эффективно, а это значит бережнее относиться к их здоровью и навыкам.
Интервью вела специальный корреспондент РИА Новости Екатерина Ефимова
Стоп, кадры В 2010-2020-ом годах обострится борьба за трудовые ресурсы Колесникова Ольга "Российская газета" - Экономика №4677 от 5 июня 2008 г. Версия для печати
Речь будет идти не только о недостатке профессионалов, но и о физическом отсутствии рабочих рук любой квалификации. Предприятия и регионы окажутся перед выбором: либо резко повышать производительность труда, привлекать мигрантов, либо вообще отказаться от амбициозных инвестиционных проектов. Риски "кадрового дефицита", мало учитываемые в современных бизнес-проектах, приведут к их существенному удорожанию.
Методика исследования. Институт региональной политики провел комплексное исследование инвестиционных планов российского бизнеса. Информационной базой предлагаемого исследования стала совокупность более чем 1400 проектов суммарной стоимостью более 560 млрд долларов. При отборе проектов использовались данные из открытых источников (сайты компаний, отраслевые печатные и электронные издания, сайты регионов, сайты основных новостных агентств). В базу вошли только крупные проекты с объемом инвестиций не менее 100 млн долларов, запланированные к реализации на территории России в 2008-2020-е годы. Все проекты прошли тест на реализуемость: наличие инвестора, адекватные технико-экономические показатели, наличие проектной документации.
Принятая методика отбора проектов накладывает ряд ограничений на информационную базу исследования. Во-первых, рассматривается условный, проектируемый на начало 2008 года вариант экономического будущего, возможный в случае, если до 2020 года будут реализованы все заявленные проекты и при этом не появятся новые. Очевидно, что в чистом виде реализация анализируемого сценария невозможна, однако на него приходится опираться, разрабатывая стратегии социально-экономического развития страны. Во-вторых, включение в базу только крупных инвестиционных проектов приводит к ее чрезмерной индустриальности, так как проекты стоимостью более 100 млн долларов реализуются преимущественно в первичном и вторичном секторах экономики. Между тем суммарный объем инвестиций по отсеченным мелким и средним проектам, направленный на развитие сектора услуг, информационного, инновационного сектора, сопоставим с объемом инвестиций по крупным проектам. Это допущение особенно критично при проектировании российского рынка труда, в котором в течение последних 15 лет произошли масштабные перетоки трудовых ресурсов из базового сектора экономики (промышленность, сельское хозяйство) в сектор услуг.
Исследование в большей степени посвящено перспективам развития индустриального и инфраструктурного секторов экономики и ориентировано на оценку возможностей реализации в этих секторах крупных инвестиционных проектов.
Оценка потребностей в трудовых ресурсах. Реализация инвестиционных проектов, как правило, приводит к улучшению социальной среды региона: появляются новые рабочие места, развивается социальная инфраструктура, повышается средний уровень доходов населения. В то же время в современной России реализация инвестиционных проектов находится под угрозой срыва из-за текущего состояния социальной среды регионов: наличия и качества трудовых ресурсов, уровня безработицы, сложившихся миграционных потоков, наличия площадок для строительства нового жилья, качества социального обслуживания.
В ходе реализации только крупных инвестиционных проектов к 2020 году будет создано 3,2 млн новых рабочих мест (преимущественно в индустриальном и инфраструктурном секторе). Сопоставимыми темпами будут создаваться рабочие места за счет реализации мелких и средних проектов (преимущественно в секторе услуг). Таким образом, общее число рабочих мест, которые возникнут к 2020 году в экономике России, составит около 7 млн. На первом этапе темпы создания новых рабочих мест за счет крупных инвестиционных проектов будут максимальными (до 500 тыс. человек в год), и уже к 2011 году большая часть этих новых рабочих мест должна быть создана. В этот же период, по официальным прогнозам, страна будет терять более одного миллиона жителей трудоспособного возраста в год.
К 2020 году, по данным Федеральной службы государственной статистики, общая численность населения России сократится до 139 млн человек, численность населения трудоспособного возраста уменьшится до 77,5 млн человек, а накопленный дефицит кадровых ресурсов превысит 14 млн человек. Даже при привлечении к трудовой деятельности всех безработных дефицит будет закрыт лишь на 15 процентов. На практике стопроцентное вовлечение безработных невозможно, так как их качественный состав не позволяет задействовать их на новых производствах, а зачастую сами безработные не готовы трудиться на условиях, предлагаемых работодателем. Выявленный дефицит грозит стать самым серьезным препятствием на пути реализации запланированных инвестиционных проектов в России. Уже в ближайшие годы российские регионы вступят в жесткую конкурентную борьбу за трудовые ресурсы.
Основной объем новых рабочих мест будет в черной металлургии, машиностроении, химической промышленности.
При этом, вероятно, инфраструктурный сектор и сектор услуг тоже будут активно развиваться, создавая сопоставимое число рабочих мест в рамках проектов малого и среднего бизнеса, не учтенных в данном исследовании. Общим трендом грядущего десятилетия станет усиление индустриальной профессиональной ориентации работников крупных проектов и специализация работников малого и среднего бизнеса в сфере услуг.
Вновь созданные рабочие места крайне неравномерно распределятся по территории России. В первой десятке регионов будет создано около 40 процентов новых рабочих мест, в первой двадцатке - 63 процента. При этом на последние 20 регионов остается менее 3 процентов создаваемых рабочих мест, на последние 30 - 6,9 процента.
Насколько реально привлечь необходимое количество трудовых ресурсов в анализируемый пул инвестиционных проектов, можно оценить, сопоставив прирост числа создаваемых рабочих мест на фоне текущей динамики численности трудовых ресурсов в субъекте РФ, численность безработных в субъекте РФ и возможность их привлечения к работе на вновь создаваемых предприятиях, миграционные тренды и привлекательность регионов для трудовых мигрантов.
Сравнительный анализ трех этих тенденций распределил регионы России по прогнозируемой глубине кадрового кризиса. Наиболее сложная ситуация сложится в регионах, которые должны будут пережить скачкообразное увеличение спроса на трудовые ресурсы.
Пути снижения кадрового дефицита. Исходя из опыта зарубежных стран, проблема кадрового дефицита может решаться следующими путями: повышение рождаемости, снижение смертности, увеличение производительности труда, вовлечение безработных, привлечение мигрантов из других стран.
Повышение рождаемости. Даже если существующие в России программы стимулирования рождаемости будут результативны, эффект от их реализации проявится через 20-30 лет, когда рожденные сегодня дети вступят в трудоспособный возраст. Значит, этот механизм не позволяет "перепрыгнуть через кадровую яму", хотя является необходимым заделом на будущее.
Снижение смертности.. Между тем основной акцент в демографической политике направлен не на снижение смертности, а на повышение рождаемости. Приоритет повышения продолжительности жизни до 75 лет заявлен в государственной политике, однако эффекты от деятельности в этом направлении также проявятся в долгосрочной перспективе.
Увеличение производительности труда. Модернизация производств высокозатратна и дает, как правило, лишь отсроченный эффект. Внедрение трудосберегающих технологий теоретически снижает потребность в трудовых ресурсах, но на практике происходит перераспределение занятых между отраслями: из промышленности люди перетекают в сектор услуг при общем сохранении или даже увеличении численности занятых. Долгосрочным конкурентным преимуществом новых инвестиционных проектов может стать внедрение трудосберегающих технологий еще на стадии строительства (линии высокой степени автоматизации, мобильные формы занятости).
Вовлечение безработных теоретически может несколько уменьшить остроту проблемы дефицита рабочих кадров в Камчатском крае, республиках Карелии и Карачаево-Черкесии, Сахалинской области (где безработные могут занять от 20 до 40 процентов новых рабочих мест). В остальных кадродефицитных регионах за счет безработных можно будет "закрыть" в лучшем случае 5-15 процентов новых рабочих мест. На практике этот процент будет еще ниже в силу невозможности стопроцентного вовлечения безработных в трудовой процесс.
Привлечение мигрантов - основной механизм, используемый сейчас в растущих экономиках мира (в планах ЕС - привлечение до 2050 года 40 млн мигрантов, США - до 100 млн). В России этот процесс до сих пор не развернут, несмотря на его очевидную необходимость. Миграционные потоки последних лет могут быть использованы в качестве индикатора современной привлекательности российских регионов для приезжих. По итогам 2006 года, наиболее притягательными были Московская область (миграционный прирост составил 105,5 чел./10 000 жителей), Ленинградская область (76,3), Ямало-Ненецкий автономный округ (72,7), Белгородская область (72), Краснодарский край (52,2). Рассматриваемые первые 15 регионов, в которых проблема кадрового дефицита будет наиболее критичной по их привлекательности для приезжих, можно разбить на три группы:
1) регионы, где кадровый дефицит можно восполнить, закрепив сложившиеся тенденции миграционного прироста: Ленинградская, Калужская, Воронежская, Нижегородская, Липецкая области, Республика Адыгея;
2) регионы, где нужно прилагать активные усилия, чтобы увеличить миграционный приток: Республика Карелия, Костромская область;
3) субъекты РФ, многие годы переживающие значительный миграционный отток: Карачаево-Черкесская Республика, Камчатский край, Сахалинская область, Республика Саха (Якутия), Амурская область, Пермский край. Развернуть эти потоки в обратную сторону равносильно "повороту северных рек". Чтобы опять привлечь сюда людей, вероятно, необходимо будет кратно увеличить затраты государства и корпораций на финансовое стимулирование и социальное обеспечение работников.
Рост потребностей в социальной инфраструктуре. Одним из необходимых условий лидерства регионов в грядущей конкурентной борьбе за трудовые ресурсы станет создание качественной среды обитания, и в первую очередь строительство современного жилья. При оценке потребностей в новом жилищном строительстве мы исходили из того, что норматив жилой площади будет постепенно увеличиваться и достигнет к 2020 году если не 40 кв. м на человека (как в Западной Европе), то хотя бы 30 кв. м (вместо нынешних 18 кв. м). В соответствии с этими оценками официальной статистики общий жилой фонд Российской Федерации должен составить к 2020 году 4356 млн кв. м - за 12 лет должно быть построено около 1375,3 млн кв. м жилья. Если исходить из задач, поставленных президентом РФ в Послании Федеральному Собранию в 2007 году ("требуется предусмотреть рост жилищного строительства как минимум до 100-130 млн кв. м в год"), соответствующих мировым стандартам жилищного строительства, то за 13 лет вполне может быть построено 1,37 трлн кв. м жилья. Однако современные темпы жилищного строительства составляют порядка 50 млн кв. м в год, отставая более чем в два раза от заданных параметров. В десятке регионов, лидирующих по объему запланированных инвестиций, до 2020 года должно быть введено 222,6 млн кв. м жилья. Темпы строительства в Ямало-Ненецком АО должны будут в 1,3 раза превышать мировой стандарт, а в Республике Саха (Якутия), Ленинградской и Томской областях - соответствовать ему (0,9-1 кв. м на человека в год). Для своевременной реализации инвестиционных проектов и создания необходимых условий для жизни работников указанные регионы (Ямало-Ненецкий АО, Якутия, Ленинградская и Томская области) должны добиться темпов жилищного строительства, в 2-3 раза опережающих средние показатели по России. Значительны различия между регионами и по необходимым темпам жилищного строительства. Для обеспечения реализации инвестиционных проектов в девяти регионах РФ эти темпы должны превышать мировой стандарт (1 кв. м на человека в год). В целом по стране для обеспечения жильем потенциальных работников заявленных крупных инвестиционных проектов необходимо построить более 1 млрд кв. м, что по минимальным оценкам потребует инвестиций более чем в $0,8 трлн. Затраты на создание современной социальной инфраструктуры в районах нового освоения, необходимой для реализации заявленных инвестиционных проектов, и модернизация социальных учреждений в Европейской России могут достигнуть в период с 2008 по 2020 год $0,5 трлн. Для того чтобы обеспечить конкурентоспособную социальную среду, критично необходимую для успешной реализации инвестиционных проектов, темпы жилищного строительства и создания учреждений социальной сферы должны возрасти как минимум в два раза.
Современная эпоха "бума инвестиционных проектов" отличается от этапа советской индустриализации Сибири и Дальнего Востока острым дефицитом трудовых ресурсов. Тогда бурный демографический прирост сочетался с активным социальным стимулированием работников ("северные" надбавки к зарплате, обеспечение жильем, оплачиваемый проезд в отпуск), что позволяло привлекать квалифицированные кадры в районы нового освоения. Сегодня, наоборот, наблюдается демографическая убыль населения и устойчивая тенденция к концентрации жителей в районах, благоприятных для проживания. Среди регионов, где в ближайшие 10 лет планируется развернуть масштабные инвестиционные проекты, наибольшие трудности в обеспечении персоналом будут наблюдаться в Республике Саха (Якутия), Сахалинской, Ленинградской и Амурской областях, Красноярском, Хабаровском, Камчатском и Пермском краях.
Кадровый дефицит - реальность сегодняшнего дня, которая станет основным ограничителем социально-экономического развития в ближайшее десятилетие. Решать эту проблему придется, действуя сразу по всем фронтам: стимулируя рост рождаемости, повышая производительность труда, привлекая мигрантов. Лидерами в социально-экономическом развитии станут те регионы, которые первыми сумеют обеспечить площадки для нового жилищного строительства, адаптируют учебные программы под потребности регионального рынка труда, разработают привлекательные миграционные пакеты. Эффективность этой деятельности существенно возрастет в случае скоординированных действий бизнеса и государства. Велика вероятность того, что в ближайшем будущем будут возникать новые инструменты государственно-частного партнерства, ориентированные уже не только на снятие инфраструктурных ограничений, а еще и на качественное улучшение ситуации на региональных рынках труда.
Сейчас посетителей на этом форуме: 152, из них зарегистрированных: 0 и гостей: 152
Зарегистрированные пользователи: Нет
Вы не можете создавать темы Вы не можете редактировать сообщения Вы не можете создавать опросы Вы не можете прикреплять файлы Вы можете отвечать на сообщения Вы не можете удалять сообщения Вы не можете голосовать