/ Список форумов » Общие форумы » Обсуждение публикаций
≡ И Монастырская, и Соборная, и Ленина
 
 
Ответить 
1
1001
Re: И Монастырская, и Соборная, и Ленина
Отправлено: 23.08.10 - 10:35
Ответить Выделите текст в сообщении и нажмите сюда для быстрого цитирования
Абу Насыр аль-Фараби
(870-950 гг.)

Аль-Фараби родился в 870 г. в городе Фараб, что находится на берегу реки Сырдарьи при впадении в нее реки
Арыс. Полное имя Аль-Фараби - Абу-Насыр Мухаммед Ибн Мухаммед ибн Узлаг ибн Тархан Ал-Фараби, т.е. отец - Узлаг, прадед - Тархан. Место его рождения - древний казахский город Отрар - арабы называли Барба Фа-раб, т.е его имя переводится как Абу Насыр - выходец из Фараба. Сейчас данный город находится на территории Шаульдерского района Шымкентской области.
Крупный ученый, немецкий востоковед Ф.Дитерици отмечал величие и уникальность Аль-Фараби как философа, ученого-энциклопедиста, одного из главных представителей восточного аристотелизма, при жизни получившего прозвище "Второй учитель" (т.е. после Аристотеля). Естественно-научное образование получил в Багдаде, Халебе (Алеппо). Астрономия, логика, теория музыки, математика, этика, медицина, психология и право - вот перечень его интересов. Автор около 160 трактатов, охватывающих самые различные отрасли знаний.
Фараби побывал практически во всех городах, связанных с исламом и арабским халифатом. Последние годы своей жизни он провел в Алеппо и Дамаске, пользуясь покровительством Сайф ад-Давля Хамдани, но предпочитал жить вдали от дворцовой суеты. Фараби скончался в Дамаске в возрасте 80 лет и похоронен за Малыми воротами. Он переработал достижения общетеоретической мысли, создал свою оригинальную философскую концепцию (учение об обществе, этике, эстетике). Смелость его философских воззрений входила в определенное противоречие с общественным мнением. Фараби смог сблизить и синтезировать в своем творчестве достижения арабской, греческой, персидской, индийской и тюркской культур, что можно заметить в крупном труде "Китаб аль-музык аль-кабир" ("Большой книге музыки"). Он стремился систематизировать и знания своего времени, что нашло отражение в трактате "Слово о классификации науки". Фараби мечтал нести знания в народ, соединить просвещение с развитием в людях человечности. "Тому, кто стремится к истокам науки, мудрости, необходимо (с малых лет) быть доброго нрава, воспитанным наилучшим образом, изучить Коран и науки Закона в первую очередь. Быть благоразумным, целомудренным, совестливым, правдивым, отталкивающим порок, разврат, измену, ложь, уловки. Быть свободным умом от интересов пропитания, приближаясь к выполнению законных назначений, не нарушая опоры законных основ и ни одного из правил сунны и шариата. Стремиться к возвышению в науке и учению, не избирая науку ради нескольких достижений и приобретений, не делая ее средством приобретения материальных благ".
Отдавая приоритет политической этике и философии, поскольку благодаря им возможно достижение подлинного счастья, Фараби противопоставляет добродетельный город невежественным городам. Рассуждает о пути к счастью и достойной жизни, о природе человека, об интеллектуальном и этическом совершенстве, об идеале правителя в трактатах "Афоризмы государственного деятеля", "Гражданская политика", "О достижении счастья", которые еще не изучены глубоко. По Фараби, счастье - это абсолютное благо. Человек часто полагает, что какие-то вещи (деньги, слава, полезное и тому подобное) являются основой жизни. Но осознать, что такое счастье, сделать его целью и неуклонно идти к нему невозможно без совершенствования разумной теоретической части души. На это способны только мудрецы. Хотя большинство людей представляют счастье в воображаемых образах.
Центральное место в этической концепции Фараби занимает категория добра. Мыслитель в "Социально-этических трактатах" считал, что добро, являясь атрибутом сущности, заключено в самой материи, а зло, в отличие от добра, связано с небытием. В "Большом трактате о музыке" исследует вопросы "науки музыки" (от характеристики структуры музыкального звука и вплоть до связи музыки с поэзией). Мыслитель в своих музыковедческих трудах всесторонне обосновал положение о положительных свойствах музыки и ее воспитательной роли. Фараби анализирует различные степени таланта человека, проявляющиеся в процессе создания музыки различных жанров. Он полагал, что прекрасное присуще самой действительности, оно - отражение реально существующих явлений бытия, социальной жизни.
Мыслитель считал интеллект одним из необходимых атрибутов деятельности человека. Разум покажет бессмысленность раздоров (войн) между народами, и они "должны прийти к соглашению" ради достижения "наивысшего блага", т. е. счастья и мира на земле. Ради достижения реального счастья Фараби призывал людей к самосовершенствованию путем постоянного поиска и обучения. В "Социально-этических трактатах" ученый писал, что только "благодаря нраву от человека исходят безобразные и прекрасные действия".
Философ в "Китоб фи ихсо аль-улум ва ат-таьриф" ("Книга о классификации и определении наук") выдвинул свою окончательную классификацию средневековой науки, весьма своеобразную: "С помощью этой книги человек сможет сопоставить науки между собой и узнать, какая из них достойнее, полезнее, совершеннее, достовернее и сильнее, а какая - слабее, менее значительна".
Ответить 


Сейчас посетителей на этом форуме: 103, из них зарегистрированных: 0 и гостей: 103
Зарегистрированные пользователи: Нет

Вы не можете создавать темы
Вы не можете редактировать сообщения
Вы не можете создавать опросы
Вы не можете прикреплять файлы
Вы можете отвечать на сообщения
Вы не можете удалять сообщения
Вы не можете голосовать

XML / RSS