Антикризисное совещание
Петр СВОИК
Системность выражается в комплексности признаков: вполовину меньший (это при таких-то мировых ценах!) рост ВВП, фактическая стагнация внутреннего промышленного производства, удвоенный рост цен и тому подобное. Самый тревожный признак - до 70% населения ощутили кризис на себе, а это пугающе много.
Тем не менее, правительство пока как бы не замечает происходящего. В смысле - не выдвигает адекватной кризису программы мер. Чему, конечно же, есть свои объективные причины: накануне празднования дня Астаны совершенно не с руки отвлекаться на что-то менее эпохальное и радостное. Есть и другая причина: правительство пока само не знает, какие меры способны преобразовать кризисную ситуацию в ту финансовую эйфорию, что царила все последние годы.
Но торжества пройдут, а кризис и дальше будет назревать, и его, хочешь не хочешь, придется признавать. Вместе и с тем фактом, что правительство не знает, что делать. Что делать с таким правительством, понять нетрудно: его придется отправлять в отставку. Понятно и с Парламентом: на роль антикризисного центра он явно не тянет. Непонятно, что с таким «однопартийным» органом делать. Мириться с продолжением его существования нельзя, но и затевать досрочные выборы на фоне усугубляющейся социально-экономической обстановки - чревато...
Поэтому и нужно антикризисное совещание. Раньше были ПДС и НКВД, власти затягивали на них оппозицию, чтобы как бы совместно обсудить пути и способы демократизации. Но то были хитрые игры с глупым концом. «Ак Орда», не собираясь реально идти даже на относительные подвижки, просто пыталась втянуть в ту симуляцию своих оппонентов. А те, выдвигая заведомо неприемлемые предварительные условия своего участия, со своей стороны, способствовали холостому финалу.
Сейчас ситуация принципиально иная: если власть ничего не будет предпринимать с экономикой, то ни 2030 года, ни даже 2012-го, когда должны состояться новые переизбрания президента и Парламента, она может и не дождаться. Хотя это утверждение пока, скорее, спорное, нежели очевидное. Поскольку есть варианты.
Если стоять на том, что ипотечно-банковский кризис случился из-за внезапного подорожания стоимости занимаемых за рубежом денег и при восстановлении их доступности все у нас опять нормализуется, тогда правительственная стратегия должна состоять в том, чтобы терпеть, терпеть и терпеть, пока все... не перетерпится. Что же касается собственно антикризисных мер, то они, конечно, нужны. Но их необходимый и достаточный набор должен определяться только вот этим - «перетерпеть».
Если же исходить из понимания, что ипотечный кризис в США послужил лишь катализатором назревшего в самом Казахстане, и по вине наших собственных властей, кризиса, тогда и разговор на антикризисном совещании должен быть совсем иным. Каким именно - в следующем номере «НГ».
Материалы номера