Магазин против армии посредников
Галина КАТКОВА
Местные овощи могут и должны главенствовать на внутреннем рынке
В Костанае начал работать новый овощной магазин. Были времена, и даже не очень давние, когда такая информация прозвучала бы вполне обыденно. Но только не сейчас, когда эта форма торговли самыми насущными продовольственными товарами изжита, как класс. А ведь именно она, по мнению главы крестьянского хозяйства «Садовод» Виктора СИМАНЕНКО, открывшего маркет, способна противостоять скачкам цен на овощи. При условии, что они - свои, местные.
Картинка с натуры
Двухэтажный магазин стоит между двумя спальными микрорайонами - 8-м и 9-м. Видимо, хозяева поставили на интерес той части горожан, которым довольно далеко и не очень удобно добираться, например, до Центрального рынка. Именуется торговая точка оптово-розничной, поэтому есть парковка и пандусы, чтобы можно было солидно груженые тележки с той же картошкой, луком, капустой выкатывать из торгового зала прямо к машинам.
Личное впечатление - сделано все цивилизованно. От фотоэлемента, распахивающего двери, до электронных весов и видеоэкрана. На нем сейчас можно видеть фильм про то, как «Садовод» свои овощи возделывает. А в перспективе обещают показывать рекомендации по их выращиванию и способах приготовления.
Здесь вообще все только начинается. И торговля пока идет витринная, не по принципу маркета, когда ты все можешь придирчиво осмотреть и выбрать своими руками.
- Как раз сейчас мы присматриваем упаковочную машину, чтобы товар фасовать в сетки с клипсами, - говорит Виктор Симаненко, - наладим этот процесс, сразу поставим вторую кассу и будет то, что обозначено на вывеске, - фруктово-овощной супермаркет. Хотя у нас и сейчас - даже с учетом отдела, в котором можно купить сопутствующие продовольственные товары - подавляющая часть продаж соответствует профилю магазина.
Если честно, то самое интересное в «Садоводе» (магазин называется так же, как КХ) - за пределами торгового зала. В подвале, где снует грузовой лифт и мощно работает установка искусственного холода - мечта каждого, кто всерьез занимается производством овощей. На втором этаже, где площади даже больше, чем торговые, должна занять разнообразная переработка всего, что выращено на полях крестьянского хозяйства. В цехе, где только-только завершились отделочные работы, уже квасят капусту по-домашнему с яблоками, обещают ее же еще со свеклой, клюквой, собираются делать салаты. Всерьез обсуждают и другой тип переработки - изготовление по забытым рецептам пирожков с морковью и свеклой, пирогов с капустой и картошкой. Есть и другие идеи.
Кластерный подход
Чем все-таки отличается магазин Симаненко от десятков других, а его будущие цеха - от кулинарных, скажем, отделов? Тем, что это насущно необходимый ему вид деятельности, естественная часть его развивающегося бизнеса. И это главная гарантия того, что завтра магазин не перепрофилируется на торговлю, а точнее перепродажу бытовой химии или обоев и кафеля. Овощи - продукция капризная, всегда есть некондиция. Причем по разным видам количество ее, по словам Симаненко, доходит до 15% от валового сбора. КХ «Садовод» в среднем в год производит 6 000 - 7 000 тонн овощей. Считайте, сколько в хозяйстве может быть растрескавшейся от сочности капусты, мелкого картофеля, лома моркови.
Можно их, пока не испортятся, продавать по дешевке. Но обычно успевают реализовать лишь малую часть. Можно выбросить, не забыв заложить стоимость этих потерь в цену остальных овощей. Это, кстати, одна из существенных составляющих ценовой надбавки на завозные овощи, когда изначально вместе с нормальным товаром грузится гниль и лом... А можно переработать, и не просто возместить затраты на выращенный нестандарт, но, как говорят экономисты, создать добавленную стоимость. Как раз в этом и есть смысл реализуемых сейчас «Садоводом» планов.
«Трудности подвоза»
Между прочим на этом стояла система работы советских плодоовощных баз. «Жемис» называлась такая в Костанае. Имела 11 овощных магазинов в областном центре. Ну да, мы критиковали грязную картошку, мелкую морковь, редкого аромата кислую капусту и склизкие соленые огурцы. Но на овощи так называемого борщевого набора цены были более чем приемлемые. Обеспеченность ими региона просчитывалась. На базар ездили за свежайшим и самым дорогим.
От прежней системы остался один небольшой магазин по пр. Аль-Фараби, которым сейчас владеет тот же Симаненко. База разрушена. Мощнейшие холодильники, разгрузочные площадки, подъездные пути, в том числе железнодорожные, к снабжению региона овощами больше отношения не имеют. Вместе со всем этим исчезло два основополагающих момента - крупный опт как стабилизатор розничных цен и производство местных овощей в крупнотоварных объемах. Итог - цены на базаре и в бутиках, разбросанных по городу, практически равные. Взлетают синхронно. Только в минувшее воскресенье побывавший на Зеленом базаре аким области интересовался, почему так поднялись цены на овощи. Торгующие отвечали: из-за холодов нет подвоза. Имеется в виду - подвоза из-за пределов области, республики. У нас зависимость от него почти наркотическая. И это при том, что правительство главной задачей на 2008 год определило обуздание инфляционных процессов, сдерживание цен. В том числе и за счет создания оптимальных условий для работы местных товаропроизводителей.
Планировать надо зимой
По поводу базарных цен уместно вспомнить еще высказывание крупного республиканского чиновника, который как-то в сердцах признался, что нельзя управлять армией посредников. У Виктора Симаненко есть иллюстрация к этим словам.
- У нас работает отдел на рынке «Береке», - говорит он. - Так вот, бывали моменты, когда мы у себя продавали, например, свеклу по 50 тенге за килограмм, а ее тут же в проходах рынка перепродавали по 150. А вообще ценовая надбавка на овощи в 100 -120% , которая формируется благодаря посредникам, - это обыденность. Переломить ситуацию можно только, создав условия наибольшего благоприятствования для местных производителей овощей. А уж наше дело заинтересовать потребителя ценой. Как именно, можно увидеть хотя бы в наших точках фирменной торговли.
Симаненко, кстати, уже почти 20 лет занимающийся производством овощей, недоумевает, как можно было сделать основой реализации этого товара базары и уличные лотки. Ведь даже в Астане и Алматы нет специализированных овощных магазинов. Объяснение может быть только одно. Лоток - символ нестабильных поставок. Есть товар - развернули торговлю, нет - свернули. Магазин, да еще специализированный, особо оборудованный, фирменный - это гарантия стабильности в наполнении рынка.
Сейчас вроде бы государство поворачивается лицом к этой проблеме. Правда, очень медленно. Вот впервые с подачи Минсельхоза заговорили о субсидиях на гектар овощей. Суммы, правда, пока не определены. Но если они будут сопоставимы с самыми большими прошлогодними субсидиями на масличные (1200 тенге), то это почти ничего. Ведь по некоторым видам овощей затраты на гектар доходят до полумиллиона: хорошие семена, удобрения, орошение и стоимость техники, которая сплошь из дальнего зарубежья и очень дорогая. Но даже при этих условиях, с учетом банковского кризиса, который больно ударил по кредитующимся предпринимателям, у местных овощеводов в решении проблем есть приоритеты. В их числе, например, у Симаненко предложение: тендеры по закупке овощей в рамках госзаказа проводить зимой. Чтобы тому же «Садоводу» можно было спланировать объем работы по каждой культуре. Не будет этого - продолжится существование между диким перепроизводством одних овощей и дефицитом других. Говорит об этом, как и необходимости отдать под овощи больше площадей в пойме Тобола, глава крестьянского хозяйства не первый раз. Этот январь - самое время быть услышанным.
Материалы номера