Если нет разницы, зачем платить больше?
Надежда КОВАЛЬСКАЯ
Члены общественного совета Костаная не приняли решения по поводу нового тарифа на проезд в автобусах
12 марта общественный совет Костаная должен был решить - быть тарифу в 100 тенге за проезд в автобусах или нет. Обсуждение вышло бурным. По одну сторону баррикад копья ломали общественники, по другую - пассажироперевозчики. Акимат же занял выгодную позицию сочувствующего - всех поддержал, но исключительно морально. Каждый раз, когда разговор касался субсидий, начальник отдела ЖКХ Алексей ТАРАСОВ элегантно уводил его в сторону. В итоге так ни до чего и не договорились, голосование пришлось отложить. А это значит, что костанайцы могут пока еще поездить за 80 тенге. По крайней мере, до конца марта.
Из пустого в порожнее
Между тем вопрос о повышении цены за проезд муссируется уже несколько месяцев. В очередной раз о своем печальном финансовом положении костанайские пассажироперевозчики заявили в ноябре 2017 года. Пока заявку рассматривала комиссия, все держалось в секрете. Во всеуслышание власти заявили о грядущем повышении только в феврале, когда был готов проект решения «О тарифах на автомобильные перевозки пассажиров и багажа города Костаная». Дело осталось за малым - получить одобрение общественного совета Костаная и Палаты предпринимателей Костанайской области.
Когда тарифы на перевозки в автобусах подняли до 80 тенге, перевозчики обещали обновить автобусный парк. Не случилось / Фото Николая СОЛОВЬЕВА
Мнения населения никто не спросил, а между тем, судя по комментариям в соцсетях, народу есть что сказать. И не всегда цензурно. Если отбросить эмоции, вопроса всего два. Первый: за что платить такие деньги, если сервис в наших автобусах на них не тянет? И второй: с чего это Костанай решил вырваться на 1-е место по стоимости проезда в Казахстане? Даже в Астане и Алматы нет такой цены, которую требуют наши перевозчики.
Как выяснилось на заседании общественного совета, изначально они просили еще больше.
- Основные критерии повышения тарифа на проезд - это увеличение затрат перевозчиков, основными показателями которых является рост цен на ГСМ, автозапчасти, заработную плату водителей, - выступил на заседании общественного совета с докладом начальник отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Костаная Алексей ТАРАСОВ. - Рабочей комиссией при акимате был произведен расчет усредненного тарифа, который составил 129 тенге. Во избежание социального взрыва перевозчикам было предложено рассмотреть вопрос об установлении тарифа в размере 100 тенге в городе и свыше 100 тенге на пригородные сообщения, исходя из стоимости 6,25 тенге за 1 км.
Перевозчики, чьи доводы привел Тарасов, на заседании тоже присутствовали. Критику в адрес всех костанайских фирм выслушивали двое - директор ТОО «Жарык Жол-1» Виктор МУЩИНСКИЙ и заместитель председателя ПК «Альтаир» Андрей КОЖЕВИН.
Алексей Тарасов заявил, что субсидирование перевозчиков — это перекладывание бюджетных денег из одного кармана в другой / Фото Николая СОЛОВЬЕВА
- Мы в прошлом году уже рассматривали этот вопрос, - выразил общее мнение директор Костанайского индустриально-педагогического колледжа Марат ЖУРКАБАЕВ. - И в прошлом году, когда стоял вопрос о 80 тенге, мы ставили условие - обновить автопарк. Это первое. Второе - мы просили сделать автобусы доступными для инвалидов. Вы пообещали, что все приведете в соответствие. Но на самом-то деле картины такой в реальности нет. Вы нам сейчас обоснуйте эти расчеты! Почему мы сейчас опять этот вопрос решаем?
Набил оскомину и вопрос о льготном проезде. По словам Журкабаева, некоторые из учащихся его колледжа в день пользуются услугами общественного транспорта не менее 4 раз. Даже с тарифом в 80 тенге в месяц выходит приличная сумма, которая ложится на плечи родителей...
Медленно, но верно
За перевозчиков снова ответил Тарасов. По мнению чиновника, к фирмам, осуществляющим автомобильные перевозки, относятся слишком уж предвзято - парк, хоть и медленно, но обновляется. За последний год «помолодело» порядка 8-10% автобусов. Большего, увы, при нынешнем тарифе достичь невозможно.
Вспомнилось, как месяц назад аким Костаная Базыл Жакупов говорил о приобретении 50 новых автобусов местного производства в этом году по программе финансового лизинга. Судя по всему, сейчас эта идея кажется чиновникам не слишком перспективной.
- Отправная точка закупа - 1,5 млрд. Это для того, чтобы перевозчик получил заем под минимальные 3-4%. Ни для кого не секрет, что фирмы самостоятельно этот вопрос не решат, - выразил сомнения начальник отдела ЖКХ. - Но в любом случае мы добьемся обновления какой-то части автопарка. В этом заинтересованы и сами перевозчики, так как в августе этого года буде проводиться конкурс, в документации которого заложены определенные требования.
Юрий Харьяков: «Вы душите наших пенсионеров!» / Фото Николая СОЛОВЬЕВА
В плане доступности для инвалидов тоже есть подвижки и тоже довольно скромные. По словам Тарасова, по городу ездят 4 автобуса, адаптированных для людей с ограниченными возможностями. В пилотном приложении «Умный транспорт» они помечены специальными маркерами. Так что любой инвалид может не выходя из дома узнать, когда придет нужный ему автобус.
- Вы думаете у всех инвалидов или пенсионеров есть возможность пользоваться вашими приложениями? Вот смотрите, какие у нас телефоны! - помахал кнопочным аппаратом председатель Костанайского городского совета ветеранов ВОВ Юрий ХАРЬЯКОВ.
Вопрос остался без ответа. Зато представитель акимата особо подчеркнул, что приложение полностью оплачивается из кармана перевозчиков. Так же, как и льготный проезд для особых категорий населения.
И вообще, за последние годы перевозчикам из бюджета не перепало ни копейки. Наоборот, это они со своей стороны постоянно помогают властям - бесплатно предоставляют автобусы для всех городских мероприятий. Социально-ориентированный бизнес, одним словом. Так, может, именно в этом причина патовой ситуации, в которую попали перевозчики?
Оскудеет рука дающего
Судя по опыту других казахстанских городов, это недалеко от правды. Члены общественного совета задали перевозчикам резонный вопрос: почему в Актобе перевозчики спокойно работают при тарифе в 50 тенге, а наши, костанайские, при 80 загибаются?
- Да потому что там ездят «ГАЗели» и ПАЗики! - эмоционально ответил Виктор Мущинский. - И бюджет их субсидирует...
Механизм получения этих субсидий мы расписывали в одном из февральских номеров «НГ». Повторимся: существуют правила субсидирования убытков перевозчиков за счет бюджетных средств, которые были приняты в Казахстане в конце 2015 года. Чтобы получить финансовую подпитку из бюджета, перевозчик должен подать заявку с расчетами суммы убытков в акимат. Обязательное условие - признание маршрута социально значимым. Понятие обширное и включает в себя все автобусные направления, проходящие через школы, больницы, детские сады и даже садовые общества... Решение о присвоении социально значимого статуса принимается депутатами городского маслихата.
Перевозчики говорят, что при нынешнем тарифе они находятся под угрозой исчезновения / Фото Николая СОЛОВЬЕВА
Законодательная база есть, практика тоже, в чем проблема?
- Это деньги, которые мы из левого кармана положим в правый, - ответил членам совета Алексей Тарасов. - Мы пустим их на нужды перевозчиков и не сможем отремонтировать какую-то дорогу. В любом случае это вопрос не этого года и даже не следующего...
Странная логика. Непонятным для собравшихся осталось и засекречивание цифр перевозчиками. Члены общественного совета уже просили у них обоснование для поднятия тарифа - раскладку, где четко виден приход и расход. Документы принесли, только когда общественники поставили вопрос ребром: не получим - не проголосуем.
В итоге общественному совету придется собираться еще раз после тщательного изучения всех цифр. Как сообщила «НГ» секретарь совета, произойдет это не ранее, чем через 10 дней. Единственное решение, которое приняли общественники на сегодняшний день, - выступить с ходатайством о субсидировании фирм-перевозчиков из бюджета.
Если верить Тарасову, это дело пустое. Остается два варианта - повернуться к перевозчикам передом, а к пассажирам задом или наоборот. Второй чреват для города серьезными последствиями.
- Ситуация может закончиться тем, что ни один перевозчик не пройдет конкурс, - резюмировал Тарасов.
Похоже, субсидирование в очередной раз взвалят на население...
Материалы номера