Нам копать траншеи велено...
Ольга ЛИХОГРАЙ
Замену коммуникаций в Костанае вновь делают с нарушением техники безопасности
Летний Костанай в этом году, как никогда, пылен, шумен и небезопасен. Районы города превратились в строительные площадки: сотнями квадратов ремонтируются дороги, километрами прокладываются канализационные коллекторы, водопроводы и теплосети.
Глобальные переделки проходят в траншеях большой глубины и ширины, ничем не огороженных ни внутри, ни снаружи, а зачастую - даже не обозначенных красно-белой сигнальной лентой. Похоже, такая же огромная пропасть лежит между горожанами, чиновниками и подрядчиками, не задумывающимися о СНиПах и технике безопасности.
Ни ограждения, ни освещения
Стройками года (и не одного) стали замена самого старого 15-километрового Московского водовода, идущего через весь город, и реконструкция улицы Майлина с заменой коммуникаций. Оба объекта - переходящие, будут достраиваться весь следующий год. К концу этого года подрядчики обещают полностью поменять 7 км Московского водовода. В местах переврезок (там, где пройдут подключения нового участка к пока действующей половине старого) зияют открытые котлованы.
Еще один объект, строительство которого тянется с прошлого года, - водовод из п. Дружба к улице Арыстанбекова(бывшая ул. Жастар), сейчас работы ведутся в 5-м микрорайоне, рядом с магазином «Пятерочка». Все эти столь жизненно важные, как не устают повторять власти, переделки становятся для горожан, скорее, опасными для жизни.
Впритык к «Пятерочке» тянется одна траншея метров 500 длиной, которая упирается в ул. Арыстанбекова.
- На протяжении минимум двух недель разрыта траншея глубиной три метра, - написала в редакцию «НГ» жительница 5-го микрорайона Ольга РОМАНЯК. - При этом никаких ограждений нет. Периодически яму обтягивают лентой, которую сразу же уносят дети. Очень опасный участок. В нашем районе очень много детей, а такая траншея без присмотра и ограждения. Работы ведутся лишь периодически. Там чаще всего никого из рабочих нет.
Посередине траншеи уже сделали проезд, но слева все еще проходят трубы, по которым то и дело над пропастью скачут дети.
- Эту дорогу сделали буквально на днях, - рассказала 26 августа приехавшим на это место корреспондентам «НГ» Тамирис БАИНОВА, мама двух малышей, пяти и двух лет. - А до этого почти все лето люди ходили по этим трубам на высоте трех метров! У меня маленькие дети, поэтому приходилось давать круг аж до улицы Жастар, чтобы попасть в магазин. Но многие ходили по трубам, в том числе и дети. Никакого ограждения не было, мостики для перехода не проложили. Просто ужас какой-то!
Еще один ужас мы наблюдали во дворе на проспекте Абая, между домами №№ 40 и 40/1, в котором словно порылись огромные кроты, оставив после себя глубокие ямы и кучи земли. Здесь тянут новую нитку Московского водовода. Экстрима прибавляют открытые коммуникации, сваленные в открытом доступе бетонные блоки и кирпичи. Ограждение, сигнальная лента и прочие атрибуты цивилизованной прокладки труб при этом отсутствуют.
26 августа на наших глазах ватага ребятишек мал мала меньше устраивала над открытой ямой весьма опасные для жизни трюки: ползала, бегала, висла на трубах, под которыми виднелись острые углы кирпичей и бетона...
Такая же яма - в соседнем дворе, по ул. Джамбула, 93.
- Весь двор возмущен этими ямами! - рассказал со своего балкона мужчина, представившийся Иваном Петровичем. - Мало того что все тополя вырубили, так еще нарыли этих траншей. Ленты вешают, но дети их срывают. Заборов нет. А когда ветер поднимается, так тут такая пыль столбом стоит, словно мы в пустыне живем! Дышать невозможно, окна открыть нельзя, балконы по два раза в день пылесосим - и все без толку!
В противоположной части Костаная, на севере города, жители возмущаются не меньше. Ничем не огороженные и не обозначенные траншеи в районе КСК - копия южных раскопок по ул. Джамбула. Глубокие продольные ямы занимают треть улицы Каирбекова, под которой также проложен Московский водовод.
- В этих ямах дети в войнушки играют, - рассказала жительница района КСК Салима АУЕЛБЕКОВА. - Все лето наблюдаем раскопки по всей улице. Уже даже как-то привыкли к тому, что они не огорожены. Пугает другое: их абсолютно не видно в темноте! А при отсутствии ограждения туда не то что человек - машина может запросто свалиться.
В том, что в траншею можно как минимум угодить задним колесом даже средь бела дня, корреспонденты «НГ» убедились на месте. При развороте по ул. Каирбекова наша машина чуть не нависла над неприкрытой пропастью.
Когда знаки - не указ
Еще одну траншею находим по улице Майлина - единственную, в которой хотя бы установлены две опалубки. Машины здесь не ездят, зато прямо под ковшом экскаватора регулярно ходят пешеходы. Работы ведет ТОО «Костанайсельхозводопроводстрой» - субподрядчик ТОО «АБЗ+».
- Улица перекрыта с двух концов: со стороны ул. Дощанова и со стороны ул. Гоголя, - объясняет на месте прораб ТОО «Костанайсельхозводопроводстрой» Владимир КРАВЦОВ. - Знаки о запрете проезда продублировали дважды, но отдельные автомобилисты все равно пытаются здесь проехать. Про пешеходов я вообще молчу. Как им еще объяснять, что здесь нельзя ходить? Хоть полицейских ставь!
Как отметил Кравцов, на этом отрезке ул. Майлина нет жилых домов, магазинов и учебных заведений, поэтому задачу обнести забором траншею никто не ставил. Достаточно того, что часть ремонтируемой улицы перекрыта. Другое дело - раскопки посреди дворов с жилыми домами и детскими площадками. Они должны быть закрыты от любопытных глаз в обязательном порядке, уверяет Кравцов, а вид ограждения и средства на него предусмотрены в проекте.
- Но денег всегда не хватает, - констатирует прораб. - Возможно, поэтому экономят на технике безопасности. И реконструкцию растягивают на несколько лет, хотя при наличие всей суммы можно проводить ремонты за год - население бы испытывало меньше неудобств.
Бег по кругу
С тем, что все стройки должны быть как максимум огорожены либо как минимум обозначены специальной лентой, соглашаются и в управлении энергетики и ЖКХ, курирующем освоение денежных средств, и в ГКП «Костанай-Су», являющемся заказчиком работ по реконструкции Московского водовода и прокладке трубопровода из п. Дружба. Но объяснить, почему генеральный подрядчик работ по укладке водовода (ТОО «Сапа+») этого не делает, никто не может. Точнее, объяснения выглядят как попытка избавиться от навязчивой икоты, которую отправляют с Федота на Якова, с Якова - на всякого.
- Постоянно делаем замечания по поводу неогороженных траншей, - заверил «НГ» руководитель управления энергетики и ЖКХ Хайдар КАМБАРОВ. - Говорим, что это нарушение СНиПов, но подрядчик не реагирует. Контролировать ситуацию должен заказчик.
- Мы являемся заказчиками работ, поэтому чуть ли не ежедневно бываем на реконструкции водовода, - сообщил «НГ» заместитель главного инженера ГКП «Костанай-Су» Виталий ПАНАЁТОВ. - Конечно, должны быть и ограждение, и сигнальная лента, и переходы через траншеи, и освещение. Все это подрядчик обязан обеспечить согласно СНиПу о технике безопасности. Ругаемся с подрядчиком каждый день, но пока бесполезно.
После таких заявлений подрядчик выглядит чуть ли не царем стройки, на которого невозможно найти управу. При этом сам подрядчик ссылается на проектировщиков, которые не предусмотрели расходы на ограждение и не заложили их в смету.
- Проектом не предусмотрены ни временные конструкции, ни какое-либо ограждение котлованов, - рассказал «НГ» директор ТОО «Сапа+» Максат НУРЕДИНОВ. - Расходы на это в смете не заложены, поэтому-то что можем, делаем своими силами. Поставили несколько заборов - высокие профлисты, обмотанные цепями с замками, но даже их украли! Я же не могу за свои средства закрыть щитами весь город. Объект очень протяженный, а цена вопроса высокая. Если бы речь шла об одном-двух миллионах тенге на ограждение, я бы эти деньги нашел, но сумма очень большая.
Нурединов пояснил, что максимальная глубина траншей не слишком большая - 3 м. Их стараются после работ сразу засыпать, чтобы сократить глубину вдвое. Это своеобразные меры по безопасности - от безысходности и отсутствия средств.
- Я понимаю, что это меня не оправдывает, что меры безопасности должны быть, - признает директор ТОО. - Но все, что максимально можем, делаем. Почему госэкспертиза пропустила проект без ограждения - вопросы не ко мне.
Мы задали этот вопрос по адресу - специалистам филиала РГП «Госэкспертиза» по Северному региону Казахстана. Их ответ... вернул нас в начало цепочки.
- Согласно СниПу, ограждение должно быть предусмотрено, без этого «Госэкспертиза» не пропустит проект, - сообщила специалист филиала РГП Ирина ДАНИЛКИНА. - Но есть нюансы, которые решает заказчик. Он заказывает проект и, исходя из средств, предусматривает ограждение. И расписывает, на каком этапе стройки и какое ограждение появится. Для нас важна пометка «Ограждение предусмотрено», которая обязательно должна стоят в проекте, а дальше - все зависит от заказчика.
Другими словами, все решают деньги, которых по давно сложившейся традиции в государственном кошельке постоянно не хватает. По-видимому, строка о безопасности страдает в первую очередь.
На ошибках не учимся
Вопрос о том, почему при реализации проектов даже по самым дорогостоящим объектам не учитывают меры безопасности, уже ставился два года назад, когда в ноябре 2014-го, при прокладке коллектора по ул. Фролова, землей завалило насмерть двух человек. Тогда тоже выяснилось, что в проекте не были предусмотрены ни щиты ограждения внутри траншеи, ни заборы наверху. Суд признал виновным в нарушении техники безопасности начальника участка субподрядного ТОО «Балхаш Трубмонтаж» Кунанбая Жакипова.
- Конечно, мы видели, что нельзя работать на глубине 6-8 м без щитов, но у нас не было прав и полномочий остановить работы, потому что это был жизненно важный объект, а мы были лишь субподрядчиками, - объяснял тогда в суде директор ТОО «Балхаш Трубмонтаж» Арам ХАЧАТРЯН. - ПСД не соответствовала реальным условиям.
Жакипову суд назначил штраф, а дальше искать виновных никто не стал. На том дело и кончилось.
Независимые эксперты тогда наперебой комментировали «НГ»: «Субподрядчик и генеральный подрядчик обязаны разработать и согласовать проект производства работ (ППР), в котором указываются не только виды креплений, но и устройство откосов в зависимости от грунта и угол их наклона. Согласно нормам, щитами обносят всю глубину траншеи, делают распорки, а не привязывают крепления канатами к стоящим рядом деревьям или столбам. И обязательно предусматривается внешнее ограждение строек».
Однако недавняя трагедия уроком не стала. Спустя два года все повторяется: ПСД не отвечает реальным условиям, в которых ведутся работы, госэкспертиза смотрит на нее сквозь пальцы, а экономного заказчика никто даже пожурить не может, потому что денег в бюджете не хватает.
О том, что такой подход может вновь привести к человеческим жертвам, думать не хочется. Впрочем, как показывает практика, даже при самом трагичном раскладе виновники, в отличие от стрелочников, отделываются легким испугом...
Так выглядит «ограждение» траншеи глубиной 5 м в 5-м микрорайоне
Ничем не обозначенные ямы есть во многих дворах в районе КЖБИ
Открытые котлованы во дворе дома № 40 на пр. Абая - главное развлечение для детей
Вдоль всей ул. Джамбула вырыты опасные котлованы
При работах по укладке коммуникаций даже строители редко надевают каски
Треть ул. Каирбекова давно занимают неогороженные траншеи
Работы на ул. Майлина ведутся на закрытом отрезке, но пешеходы знаки игнорируют
Фото и видео Николая СОЛОВЬЕВА
Материалы номера