Троллейбус: улыбаемся и машем

Надежда КОВАЛЬСКАЯ

Есть ли надежда на возрождение экологичного транспорта в Костанае?

В июле в Интернете новость: некий предприниматель из Кургана выкупил у муниципалитета 45 троллейбусов и продает их на сайте Avito. Информация вызвала разную реакцию: одни окрестили Дениса Ишкаева спекулянтом, другие кинулись на его защиту - мол, иначе транспорт, который много лет возил российских соседей, ушел бы на металлолом. У нас лично эта новость вызвала острое чувство ностальгии по костанайским троллейбусам.

Бесславный конец

В Костанае троллейбусы «прожили» с 1989-го по 2005 год

Начнем с того, что в Кургане троллейбусный парк прожил довольно длинную жизнь - с 1965-го по 2015 год. Правда, в последние годы он, скорее, выживал, накопив долги свыше 100 000 000 рублей. Потеряв всякую надежду на получение этих денег, энергетики сообщили об отключении двух подстанций, питавших троллейбусные линии. До 50-летия троллейбусный парк не дотянул каких-то 3 недели.

 Курганцы остро отреагировали на бесславный конец экологичного транспорта и даже выходили на улицы с плакатами и требованиями вернуть его. Все-таки проезд в «рогатых» стоил дешевле, чем в автобусах - 12 рублей против 18. Но на исход дела народное мнение не повлияло, и в этом году имущество парка пустили с молотка.

Денис Ишкаев приобрел 45 троллейбусов на первом же аукционе. Начальная цена лота составляла 1 700 000 рублей. В ходе торгов она повысилась почти в 2 раза - до 3 800 000. На Avito предприниматель выставил товар по 150 000 рублей за штуку. Вот потому-то на некоторых российских сайтах (например, URA.Ru) Ишкаева и назвали спекулянтом. По подсчетам журналистов, после продажи всех троллейбусов Ишкаев получит стопроцентную прибыль.

По нашим данным, у Ишкаева уже появились покупатели. Одним из первых оказалась тюменская строительная компания. Руководство планирует поселить в переоборудованных троллейбусах строителей, а в одном из них организовать столовую. Еще один покупатель - креативный москвич - задумал превратить старый троллейбус в бар на колесах. Судя по объявлению на Avito, 2 троллейбуса уже ушли. 

Троллейбусы уже не на ходу, но с виду выглядят прилично

Дорогое удовольствие

Хоть эти машины и исправно ползли последние годы по улицам Кургана, продали их как нерабочие. Но у курганского парка остались еще и машины, которые до сих пор на ходу. Их будут продавать отдельным лотом и уже совсем по другой цене. Мы поинтересовались у акима города Костаная, не могло бы такое предложение заинтересовать его. На письменный запрос ответил заместитель акима города Костаная Ерлан ТЕМЕНОВ: «Вопрос о приобретении троллейбусов как одного из видов пассажирского транспорта не рассматривался, так как в городе нет государственных предприятий, осуществляющих подобные пассажирские перевозки. Сегодня данный вид деятельности находится в конкурентной среде, и желающих среди перевозчиков возобновить троллейбусное сообщение в областном центре нет из-за высоких первоначальных затрат на его организацию».

О невыгодности этого бизнеса говорит и бывший главный специалист по транспорту ГУ «Отдел ЖКХ пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Костаная» Валерий РЫМАРЕВ:

- Костанайский троллейбусный парк насчитывал 50 троллейбусов. В 90-х годах началось разгосударствление общественного транспорта. Парк был реорганизован в ТОО, что лишило его всякой подпитки со стороны государства. Это и сгубило костанайские троллейбусы. Они изнашивались, новые не покупали. Сыграли роль и высокие цены на электроэнергию.

Действительно, 1999 год, когда троллейбусный парк перешел в руки ТОО «Костанайэлектротранс», стал началом конца. Экономили на всем - даже перестали отапливать транспорт зимой. В 2005 году судорожные попытки сохранить троллейбусное движение прекратились. В 2006 году костанайские троллейбусы, как сейчас курганские, ушли с молотка.

 Жирный крест

Абсолютно то же самое происходило по всему Казахстану. Правда, некоторым городам удалось продержаться дольше, чем нам. Например, в Караганде движение было закрыто в 2010 году. Причина опять же в нерентабельности и конфликте с властями. В Петропавловске троллейбусы ходили до 2013 года. Несмотря на то, что в последние годы стоимость проезда была не такой уж и маленькой и составляла 65 тенге, в 2014 году парк объявили банкротом. Единственный город в Казахстане, где еще сохранился вымирающий вид транспорта, - это Алматы. В огромном городе с не самой лучшей экологической обстановкой троллейбусный парк нужен как воздух. Собственно, троллейбус и есть сам воздух, в отличие от автобуса, который является производителем выхлопных газов.

Хотелось бы, конечно, закончить статью на оптимистичной ноте. Что-нибудь типа такого - пусть не сейчас, но когда-нибудь будут троллейбусы и на наших улицах. Но, к сожалению, сделать так мы не можем. Как оказалось, в Костанае на троллейбусах поставили жирный и окончательный крест. Вновь цитируем заместителя акима Костаная Ерлана Теменова: «Более того, в соответствии с генеральным планом города и системой транспортной инфраструктуры, троллейбусы исключены из сети общественного транспорта и в дальнейшем не предусмотрены».

Прощайте, «рогатые»...