Добро или кошелек: цена благих намерений
Надежда КОВАЛЬСКАЯ, kovalskaya@ng.kz
Никита КУДРЯШОВ, kudryashov@ng.kz
Имеет ли право благотворительность на коммерческую изнанку?
Костанай не без добрых людей. Услышав о чужой беде, десятки, а то и сотни неравнодушных несут деньги, теплые вещи, продукты... В общем, помогают кто чем может. Но вот что интересно: стоит костанайцам узнать, что какая-то благотворительная организация начала заниматься коммерцией (что-то продавать или оказывать платные услуги), как поток добра, а соответственно, и пожертвований в их сторону уменьшается в разы. Мы попытались разобраться, почему так происходит и имеет ли право благотворительность на коммерческую изнанку.
Проект "Хелпер" планирует работать по принципу социального предпринимательства
Когда добро зарабатывает
Почему мы об этом заговорили? Тему навеяли пользователи сайта www.ng.kz. Около двух недель назад мы опубликовали информацию об итогах проекта «Хелпер бокс». Говоря по-русски, это обычные ящики, куда жители могут складывать ненужную им, но необходимую другим одежду. «Боксы» должны были простоять месяц, но костанайцы так активно делились вещами, что организаторы решили продлить жизнь «хелпера». Правда, с поправкой, что зарабатывать на нее он будет сам. Вещи, пожертвованные костанайцами нуждающимся, начали продавать, чтобы покрыть расходы на бензин, аренду помещения и прочие нужды. Эта новость вызвала шквал неоднозначных комментариев на сайте. Самый первый отклик был такой: «Получается, что, пытаясь делать доброе дело, я все-таки буду наполнять чей-то карман? Не проще ли открыть доступ к этим ящикам: кто хочет - пополняет его, кому необходимо, тот берет...» Или вот в том же духе: «Благотворительность должна быть благотворительностью (творить благо - не продавать!). Неважно, дешево ли будут продаваться вещи, ключевое слово здесь - «продажа». Просто давайте вещи называть своими именами. И тогда не будет возникать вопросов о наживе, бизнесе, меркантильности...»
А вот организаторы «Хелпер бокса» все же считают, что в миксе из бизнеса и благотворительности вовсе нет ничего плохого.
- Мы построили «хелпер» на экономической модели социального предпринимательства, это подразумевает самоокупаемость и финансовую устойчивость, способность решать социальные проблемы за счет доходов, получаемых от собственной деятельности, - говорит Ольга ЧЕЧУЛИНА. - В данный момент деятельность проекта не покрывает расходы и существует на личные средства организаторов. Я считаю, что критика такого социально значимого проекта не оправданна.
Такой же дефицит доверия сейчас испытывает и ОО «Костанай Зоо Пульс». А ведь само появление реабилитационного центра для бездомных животных в 2012 году вызвало волну сплошного позитива - наконец-то хоть кто-то занялся этой проблемой. Люди несли в центр хвостатых бомжей, кошачьи деликатесы для них и забирали подлеченных котят. Идиллия продолжалась до первых финансовых проблем. Хозяин здания вдруг поднял цену на аренду помещения, в котором с комфортом расположились четвероногие. Организаторы «Костанай Зоо Пульс» выход нашли, но с тех пор постоянно возникают финансовые бреши. «Латают» их волонтеры разными способами.
- Люди находят на улице котят и бездомных кошек, жалеют их, подбирают и несут в наш приют, - рассказала «НГ» председатель ОО «Костанай Зоо Пульс» Виктория МАШАДИЕВА. - Но мы не в силах принять всех животных города, у нас просто не хватит места для размещения и средств для ухода. Поэтому мы принимаем зверей платно, чтобы обеспечить им необходимые условия, накормить и вылечить. Бывают случаи, что граждане приносят питомца, но категорически отказываются платить и просто бросают животное под дверью прямо на улице. Нам ничего не остается делать, кроме как подобрать беднягу, но, чтобы его накормить, приходится делить еду, рассчитанную на других обитателей приюта. Когда человек приходит взять питомца домой, мы также вынуждены отдавать животное платно, потому как даже маленькая сумма - это еще один пакетик желе или пакет молока для котят. Дело еще и в том, что за свет и воду пакетиком «Вискаса» не заплатить, расходы на коммунальные услуги очень большие и для их оплаты требуются деньги. Часть из них покрывает работа ветеринарного кабинета, но остальную долю мы платим из собственных средств. Ранее мы были в аренде по улице Майлина, но нашелся человек, который помог и предоставил в рассрочку 4-комнатную квартиру, где теперь размещаются кошки. Однако «Зоо Пульсу» нужно расплатиться за нее до начала 2016 года, деньги для этого мы опять же берем свои собственные.
По новому закону налогооблагаемый доход меценатов уменьшается на 4% от оказанной спонсорской помощи
Благотворительные грабли
Поводы для недоверия благотворителям у костанайцев есть. На такие грабли мы уже наступали. Мы говорим о печально известной истории с учредителем мутного фонда «Независимый Комитет Содействие» Казбеком Нурмагамбетовым. Мужчина обошел семьи, в которых были больные дети, срочно нуждающиеся в операциях, и пообещал собрать необходимые средства. Обрадованные матери дали Нурмагамбетову фотографии своих детей-инвалидов, которые учредитель наклеил на ящики для сбора денег. Призыв «Помоги больным детям» нашел отклик во многих сердцах. Ящики быстро наполнялись, и родители уже начали готовиться к поездкам на лечение за рубеж, но Нурмагамбетов просто исчез, прихватив с собой деньги. Его нашли, уголовное дело возбудили, но на скамью подсудимых он так и не попал. Деньги, затерявшиеся в карманах учредителя фонда, никому так и не вернули. Полиция объяснила это тем, что Нурмагамбетов никакой бухгалтерии не вел и средства нигде не были прописаны.
Еще в 2013 году зампрокурора Костанайской области Серик Абденов в этой связи заявил, что дело Нурмагамбетова «обнажило проблему законности в деятельности подобных благотворительных фондов». К слову, проект Закона РК «О благотворительности», который мог решить эти проблемы, в правительстве в это время мусолился не первый год. И вот наконец свершилось - 16 ноября 2015 года закон подписан президентом.
В "ЗооПульс" ежедневно приносят бездомных животных, без платы их будет нечем кормить
По всем статьям
В законе даются четкие определения понятиям «благотворитель, филантроп, спонсор, меценат». Их функции также четко расписаны. Но что самое важное - регламентирован контроль над благотворительными организациями. В 7-й статье уточняется, что «размер и структура дохода благотворительной организации, а также сведения о составе ее имущества, расходах, численности и составе работников, оплате их труда не являются коммерческой тайной». Право координировать все эти вопросы предоставлено местным исполнительным органам. Также в законе оговорены все статьи доходов и расходов благотворительных организаций. К слову, о коммерческой составляющей - среди источников фигурируют и доходы от предпринимательской деятельности. Они могут идти на однократную или многократную благотворительную помощь в течение года; долгосрочную благотворительную помощь; содействие в проведении социальной рекламы; осуществление деятельности благотворительной организации; другие мероприятия в соответствии с настоящим законом, законами Республики Казахстан, международными договорами Республики Казахстан.
Ну и еще один немаловажный и, кстати, тоже финансовый аспект закона - долгожданные налоговые льготы для благотворителей. Этот момент нам прокомментировал председатель независимой комиссии «Клуба меценатов» Костанайской области Мурат АБЕНОВ:
- В новом законе четко регламентирована благотворительная деятельность. Она объединяет такие самостоятельные понятия, как спонсор, филантроп и меценат. Последнее особенно важно, если учесть, что в регионе вот уже пятнадцать лет действует единственный в стране «Клуб меценатов», который финансово поддерживает творческую интеллигенцию, выделяет деньги на лечение тяжелобольных детей. За эти годы одних только премий было выдано на 185,5 млн. Соответственно, меценаты законодательно смогут рассчитывать на предоставляемые налоговые льготы: уменьшение налогооблагаемого дохода в размере 4% от оказанной спонсорской помощи. Так же в законе более подробно прописано, как и на каких условиях меценаты смогут выделять деньги на обучение нуждающихся, а такая практика далеко не редкость в нашей области. Принципиальным новшеством нового закона стало появление такого инструмента, как «эндаумент» - это целевой фонд, куда предприниматель сможет вложить деньги, а вырученная прибыль от их вовлечения в оборот будет направлена на благотворительность. Сам же первоначальный капитал останется неизменным, при желании его можно будет снять спустя определенный срок. Такие фонды уже существуют на Западе, у нас же это будет впервые. В данном случае важна конечная цель - финансовая помощь нуждающимся, а на нее, подчеркну, костанайские предприниматели никогда не скупились.
Валерий Ванчугов много лет занимается благотворительностью, избегая при этом пиара
Только на доверии
Что-то мы все о деньгах да о деньгах. Пора разбавить эту финансовую бочку ложкой простого человеческого доверия. Ведь есть же люди, которые без всяких ОО и прочих казенных форм делают добро. Они нигде не «светятся», не дают интервью, не просят гласно о помощи, а просто тихо помогают людям. Костанаец Валерий ВАНЧУГОВ как раз из такой редкой категории. Мы писали о нем почти 5 лет назад. Он на свои деньги кормил бомжей в колодцах и строил детские площадки. Может, кому-то Ванчугов и казался чудаком, но люди к нему шли и несли кто банку варенья, кто булку хлеба, а кто - деньги на медикаменты. Обсуждая на планерке этот материал, мы сразу вспомнили о Ванчугове. Честно говоря, мы сомневались, что его инициативы все еще живы - много времени прошло, да и кризис на дворе. Но у Валерия добрые дела живы-здоровы.
- У меня помещение появилось, - поделился радостью Ванчугов. - Отапливаемый цех со станками. Теперь будет проще детские площадки делать. Кстати, последние два городка мне помогали делать бездомные, которых мы кормили и продолжаем кормить. По самым скромным подсчетам мы приготовили уже более 7 000 горячих обедов. Вот Новый год на подходе - деньги собираем на подарки детям. Слава богу, есть люди добрые, отзывчивые. Помогают кто чем может. Вот я недавно ставил площадку детскую на «Рахате», так там жильцы вышли и сами все покрасили. Предприниматели материал дают или хорошие скидки делают. Есть один человек по имени Алтай, так он игрушки нам дает на подарки детям. Вещи для бездомных тоже приносят. Бабушки варенья, соленья жертвуют. Конечно, не все всегда так гладко. Иногда финансы поют романсы, но все это временные трудности.
Валерий Ванчугов рассказал, что в общей сложности за последние годы свою помощь ему предложили около 200 человек. Есть и постоянный костяк - человек 20. На вопрос, не хотели ли они зарегистрироваться как ОО, Ванчугов просто ответил: «А зачем? Мы и так хорошо работаем. Я считаю, главное - чтобы сердце чистым было».
Может, так и надо - давать деньги без оглядки, с чистым сердцем. А если не доверяешь, все можно сделать самому - и теплые вещи в Центр реабилитации отвезти, и деньги лично в руки матери ребенка-инвалида отдать.
Для справки
Спонсорская деятельность - деятельность спонсора по оказанию благотворительной помощи на условиях популяризации имени спонсора в соответствии с настоящим законом, законами Республики Казахстан, международными договорами Республики Казахстан.
Меценатская деятельность - деятельность мецената по оказанию благотворительной помощи на основе доброй воли в развитии науки, образования, культуры, искусства, спортивного мастерства, сохранении исторического и этнокультурного достояния общества и государства в соответствии с настоящим законом, законами РК, международными договорами РК.
Филантропическая деятельность - добровольная деятельность филантропа, основанная на распределении его частных ресурсов для удовлетворения потребностей общества и лиц, улучшения условий их жизни в соответствии с настоящим законом, законами РК и международными договорами РК.
Сегодняшняя благотворительность в вашем понимании - помощь ближнему или PR-акция ?
Игорь ВАСИЛЕНКО, руководитель ОФ «Помощь»:
- Благотворительность - это в первую очередь помощь ближнему. Надо людям разъяснять, что от благотворительных организаций надо ждать бесплатной помощи, но если такие организации и есть, то я о них не слышал. Благотворительность не осуществляет услуги. Общественный фонд «Помощь» периодически проводит программу «Дети солнца», когда мы собираем вещи и бесплатно передаем их в интернаты и нуждающимся. Но даже это нельзя назвать благотворительностью, потому как мы отдаем не свои вещи. А сбор и продажу вещей можно назвать зарабатыванием себе зарплаты на этом процессе. Это и есть социальное предпринимательство, когда на социальной тематике происходит зарабатывание денег, никакого отношения к благотворительности это не имеет. Благотворительность - это когда действительно бесплатно, если человеку что-то продают и называют это благотворительной акцией - я бы возмутился. Что это за благотворительность за деньги? Такие организации, как мы, работают в социальной сфере и многие услуги оказывают бесплатно. Но это услуги, это сервисные организации, а не благотворительный фонд. Разумно, что сервис делается либо бесплатно, либо за символическую плату, но сервис НПО - это альтернатива государственному сервису. Задача НПО - закрывать те дырки, которых нет в реестре, и уж если НПО получила грант, то тогда все услуги бесплатны. Но они бесплатны для получателей - для людей, а исполнители, работающие по социальным программам фонда, получают за свою деятельность зарплату.
Петр СУХИНИН, директор АСПредКО:
- В США люди в основном живут не в многоэтажных, а в частных домах, и я не видел специальные ящики для сбора вещей. Жильцы просто выставляют вещи вдоль тротуаров и пешеходных дорожек. Хочешь взять подержанную вещь - пожалуйста, можешь оставить несколько центов, можешь оставить больше, а можешь вообще ничего не оставлять. Выставляя вещи, хозяева таким образом отказываются от них, проявляя благотворительность. А человек, берущий эти вещи, уже сам проявляет сознательность: платить за них или нет. Мне кажется, что благотворительность - это когда человек получает удовлетворение и удовольствие от безвозмездно отданного, а не от получения от этого какого-то дохода. Возмещение расходов в новых интересных проектах - это ложка дегтя, лучше всего найти партнера или спонсора, который бы непосредственно брал на себя эти расходы. Меня смущает, когда под видом благотворительности собранные вещи продают или когда путают благотворительность и то, что у нас называют социальной ответственностью бизнеса, «нагибая» предпринимателей на помощь. Благотворительность подразумевает под собой безвозмездность.
Серик ЫБРАЙ, предприниматель:
- Здесь многое определяет отношение к делу того, кто благотворительствует. Если делается это по порыву сердца, то это помощь ближнему; если взвешенный, ответственный шаг организации, то корпоративная социальная ответственность. Если частная коммерческая организация участвует в благотворительности, пусть укажет свою организацию, чтобы показать, что твое предприятие социально ответственно, покажет пример другим, чтобы его клиенты и его сотрудники тоже знали об этом. Если речь идет о личных пожертвованиях, то достаточно просто имени.
В социальном предпринимательстве ничего плохого не вижу. Ребята, организовавшие проект «Хелпер», планируют продавать то, что им сдали, чтобы обеспечить свою финансовую устойчивость. Хорошая идея, следующим шагом может стать поиск спонсора, который оплатит услуги аренды и труд продавщицы, чтобы вещи были бесплатными совсем. Если деньги реинвестировать в развитие самого проекта, можно в итоге помочь еще большему кругу лиц. Но обязательное условие - открытая публичная в Сети информация о движении всех денег, возможность проверить любым желающим...
Сергей МИРОЛЮБОВ, директор ТОО «Твой шанс»:
- Отношение в обществе к согражданам с ограниченными возможностями (физическими, материальными и другими) - это один из самых важных критериев цивилизованности этого общества. У нас все это находится в зачаточном состоянии. Хотя, конечно, прогресс за последние 20 лет очевиден.
Мне кажется, когда человек лично принимает участие в благом деле (кормит бездомных, очищает берег реки, собирает вещи и т. п.), - это волонтерство, здесь есть драйв, душевный подъем, а пиар особый не нужен. Другое дело, когда необходимы серьезные средства для лечения тяжелобольных детей, решения других затратных проблем, то личного участия одних волонтеров будет недостаточно. Государство обычно очень неповоротливо, и надо идти к состоятельным людям, предпринимателям. В этом случае PR не только уместен, но и необходим. И прежде всего для формирования общественного мнения о том, что благотворительность - это благородно, важно и пользуется уважением. Пиарить надо не столько организаторов и спонсоров, а саму идею. А у нас чаще - наоборот. Вот проект «НГ» «Нужные деньги», вы правильно развиваете, не пиаритесь попусту, многие благотворители в тени, уже последователи появились. Может, это и есть пример разумного баланса искреннего соучастия и пиара.
Материалы номера