Как живут костанайцы на окраинах областного центра
В небольшом, местами уютном и до боли знакомом Костанае есть еще уголки, куда не ступала нога цивилизации. Если честно, представить, как живут там люди, невозможно. Нужно это хотя бы раз увидеть, иначе никакого воображения не хватит.
Без дорог, тротуаров, нормального автобусного сообщения. Весной и осенью ситуация обостряется вдвойне. И, судя по всему, так будет еще долго. Поскольку изменения к лучшему стоят денег, а их нет. Бюджет скудеет. Как говорят сегодня депутаты Костанайского городского маслихата, «боимся даже что-то планировать».
Не ездят даже таксисты
- Если поступает заявка с «Северо-запада» или Костаная-2, мы сразу предупреждаем клиента, что везем только до того места, где кончается асфальт. Это улица Достык в Костанае-2, оттуда люди идут пешком. Так же довозим клиента до ул. Энгельса, оттуда люди тоже добираются до своих домов пешком, - рассказывает водитель такси «Народное» Азерхан КУРМАНТАЕВ. - На минувшей неделе в одном из проездов Северо-западного района забуксовала наша машина, пришлось вызывать эвакуатор.
На «Северо-западе» асфальт проложен только вокруг школы. Местные оставляют свои автомобили далеко от своих домов. А те, кто вопреки очевидному пытается проехать, - завязает в грязи, буксует.
- Два раза в неделю завожу колбасу в магазин «Даурен», который находится в 59-м квартале. На машине не проедешь, приходится идти пешком, - делится экспедитор Сергей КОТЛЯР.
Обращение жителя этого района Армана ЕСЕТОВА на блоге акима области - это крик души: «Хотелось бы узнать, будет ли осуществлена работа по асфальтированию дорог, хотя бы несколько пролетов? Как дети будут в грязной обуви идти в новую чистую школу? Все время надевать пакеты тоже никуда не годится... Сейчас начнется грязь, слякоть, людям тяжко идти на работу, тяжко приходится даже тем, у кого есть транспортное средство, т. к. машины не могут выехать, и приходится звать людей на помощь, чтобы вытолкать их. Смысл людям загонять свои машины на автомойку, если, приезжая в наш район, машина снова станет грязной? Огромная просьба: примите меры, такая картина уже давно у нас, и каждый год мы тешим себя надеждами, что будет асфальт, но только воз и ныне там».
Два месяца назад другой житель района Каиржан ИБРАЕВ обратился с письмом в «Нур Отан», акимат по поводу отсутствия в этой части города нормальной сети общественного транспорта, отсутствия дорог и полной невозможности добраться отсюда в район клуба «Строитель», КСК, Узкой колеи. Как признается Каиржан, пришла отписка без конкретной даты улучшения ситуации, а он хочет жить в нормальных условиях. Хочет, чтобы его дети гордились, что родились и выросли в Костанае, Казахстане.
Нелегкая дорога в школу Асель и Асии
- Дочери Асель и Асия учатся в СШ № 5 района ДК «Строитель». Каждое утро с пересадками мы ездим в школу. К обеду приходится отпрашиваться с работы и ехать за девочками. С пересадками добираемся обратно, - делится с «НГ» жительница 68-го квартала Нилуфар ИБРАЕВА.
Автобусная остановка возле Назарбаев школы, а после девочки обувают резиновые сапоги и вместе с мамой пробираются к своему дому. И так - ежедневно.
В районе Костаная-2 Евгения АВХИМОВИЧ живет с 1988 года. Она уже и не верит, что когда-нибудь по ее улице им. Крупской будет асфальт. На следующий год ее сын Кирилл пойдет в школу. Вместе со школьными принадлежностями она обязательно купит ему резиновые сапоги.
Детство Евгении Авхимович в Костанае-2 прошло без дорог, то же ждет ее сына?
- Из-за отсутствия дорог на наших улицах, проблема вызвать «скорую», - говорит Евгения. - Помню, я еще жила по ул. Тургенева, она тоже без дорог, так вызвали «скорую», а она забуксовала.
В грязи утопают все проезды Станционные.
- Раньше у нас был асфальт, но в прошлом году после работ «Костанай-Су» и «Казахтелекома» остались ямы, они сейчас заполнены водой, вокруг грязь. В темное время там ходить опасно, угодишь в какую-нибудь яму. «Скорая», таксисты не ездят. Пусть бы хоть щебнем засыпали улицы, - жалуется местная жительница Наталья ГАВРИШКО.
Наводнение местного масштаба
Жительница поселка Дружба Аким Сулейменова пробирается к автобусу только в галошах
Предметом первой необходимости в таких районах давно стали резиновые, а порой и болотные сапоги. Без них ни в город не выйти, ни в магазин забежать.
Поселок Дружба со дня присоединения к городу застраивается, провели здесь водовод, есть освещение. Автобусный маршрут № 18 делает 11 рейсов в день. Вернее, делал до недавнего времени. Неделю назад автобус перестал ходить. Поневоле. Как рассказали водители, на ул. 70 лет Октября вода заходила прямо в автобус.
Сейчас автобусы доходят только до остановки «Степная». От нее до последних домов поселка Дружба более 2 км. Как сообщил «НГ» исполнительный директор ТОО «TTS Reisen» Алексей БОЙЧЕНКО, как только сделают подсыпку щебня на дороге, их автобусы будут заезжать в поселок. Ну так это ж еще дождаться нужно!
Да и интервал движения автобусов не особо устраивает жителей. И об этом в своем обращении на блог акима области написал Евгений ПЕТРУСЕНКО: «Я проживаю в п. Дружба с 1998 года. За это время поселок сильно застроился и перешел к городу, но с переходом в другой статус практически ничего не изменилось, за исключением замены водовода. Освещение есть только в новостройке (появилось только в этом году), остальная часть покрыта мраком, в связи с этим в темное время суток участились квартирные кражи, дети боятся идти одни из школы. Есть еще одна очень больная проблема - это общественный транспорт. Если мы находимся в черте города, почему интервал движения маршрута № 18 полтора часа?! Это противоречит статусу города».
- Спешу на автобус, он уходит в 12.45. Хочу поехать в Красный Партизан к дочери. Идти, как видите, невозможно. Хорошо, что есть галоши, - делится пробирающаяся через месиво 75-летняя Аким СУЛЕЙМЕНОВА.
Она переехала со своим детьми в этот поселок три года назад, надеясь, что будет иметь все блага цивилизации. Но не тут-то было.
Из автобуса не выйдешь
Пешеходы по ул. Каирбекова вынуждены ходить по проезжей части дороги
Вдоль улицы Каирбекова, в отрезке улиц Курганской - Костанайской, бросаются в глаза венки и искусственные цветы. Их кладут в память о погибших в ДТП. А тут часто гибнут пешеходы, которые вынуждены ходить по обочине. Пешеходной дорожки здесь нет. Если учесть, что районы Зеленстроя, Тепличного комбината, территории за рестораном «Падишах» за последние годы изрядно застроилась частными домами, то количество людей, желающих попасть в город, выросло в разы. А пешеходной дороги как не было, так и нет.
- Строительство в текущем году не предвидится, - не обнадежил и депутат этого округа Нурлан МЕДЕТОВ.
Дети из этих районов вынуждены ходить в школу пешком по обочине. На «Теплицах» живут дети из детского дома «Жануя». И хотя они, как утверждает руководство детдома, ездят на автобусе, нередко увидишь детишек, по своей инициативе идущих домой пешком.
- После нашего обращения к руководству полиции на остановке «Теплицы» поставили знак «Пешеходный переход», - делится с «НГ» директор детского дома семейного типа «Жануя» Надежда АФЕНДУЛИДИ.
Жительница Костаная Ольга ШЕМЕТОВА о ситуации в районе «Теплиц» написала на блоге акима области 2 апреля: «После реконструкции канализационных труб всю площадь возле автобусной остановки перекопали, глина наверху. Снег растаял, из автобуса не выйдешь».
Так выглядит дорога в школу учеников СШ № 22 Диаса и Мендыкары
О том, что на ул. 4-, 5-, 6-, 7-й Костанайской приходится пробиваться через грязь, рассказывают и ученики СШ № 22 Диас СЕИЛ и Мендыкара ИРГИЗБАЕВ. Они живут в микрорайоне «Тепличный» (благо там все дороги асфальтированы), а вот дорога в школу лежит либо через грязь ул. Костанайских, либо по обочине Каирбекова, где нет тротуара.
Еще одной проблемой жителей этого района является отсутствие транспортного сообщения с «Теплицами», районом КСК, «Северо-западом», Костанаем-2. Она обострилась после того, как на «Северо-западе» открылась Назарбаев школа. Детям туда приходится добираться с пересадками на двух автобусах. Времени уходит много, ждать приходится и в дождь, и в снег.
О транспорте
Проблема транспортного сообщения имеется практически на всех окраинах города. Ответы властей на обращения людей одни и те же: прошел тендер, и теперь нужно ждать нового, а также изучить рентабельность маршрутов. И это не вполне правда: «НГ» не раз писала об этих проблемах, в том числе и до тендера, прошедшего в 2014 году. Он прошел, но ничего не изменилось.
Купей Мальчубаева, заслуженный врач РК и почетный гражданин Костаная в статье «Разорвать круг транспортных проблем...» («НГ» от 14.11. 2013 год) называла несколько районов Костаная, которые вообще не обслуживает общественный транспорт. В их числе - новая набережная по ул. Гашека, теннисный центр, лыжные базы, Притобольский парк. Почти не ходят автобусы к областной больнице. Мальчубаева обращалась к тогда еще заместителю акима Костаная Валерию Полешко за содействием. Его же просили костанайцы, которые с пересадками вынуждены добираться из Красного Партизана в район железнодорожного вокзала, с КСК в район аэропорта, п. Дружба, п. Ударник...
На просьбу Сании Оспановой, которая просила связать КСК с Северо-западным районом, аким области Нуралы САДУАКАСОВ ответил: «Акиму города поручено еще раз изучить этот вопрос и принять в соответствии с экономической целесообразностью все возможные меры по оказанию услуг жителям за счет запуска на линию малогабаритных пассажирских транспортных средств». Видно, целесообразность подкачала.
Водителям «Северо-запада» к своим домам не проехать
Что нужно сделать на окраине?
В прошлом году в Костанайском городском маслихате каждому депутату дали право распорядиться 5 млн тенге для решения проблем на своем участке. Депутаты должны были в сотрудничестве с отделом ЖКХ определить самую актуальную проблему. Все предложения были заложены в бюджет 2015 года, но в связи с кризисом никто не может однозначно сказать, что их предложения будут выполнены. «НГ» решило провести опрос среди тех депутатов, которые избирались жителями окраин.
Игорь Бибин, депутат по избирательному округу № 9, директор ТОО «Техконсервис 2030»:
- В своей предвыборной программе я ставил задачу - обратить внимание депутатов, власти на то, в каких условиях проживают костанайцы на окраине. Именно тут находятся предприятия города, пополняющие бюджет, но соседство с ними не приносит жителям пользы.
Есть продвижки, но и проблем еще много. На Узкой колее, правда, это было до моего прихода, проложена дорога шириной 14 м, которая преобразила район, вдохнула новую жизнь. Люди начали менять фасады, крыши, начал строиться коттеджный городок. Идет газификация этого района, решен вопрос водопровода. Дороги - основная проблема этого района, нет освещения. Отсутствие дорог - основная проблема и в п. Киевский. Здесь асфальтирована только одна дорога из четырех основных. Поэтому 5 млн тенге запланированы на проведение освещения по ул. Гастелло. Уверен, если в год выделять окраинам по 5-10 млн тенге, то постепенно удастся решить многие проблемы.
Сергей СОТНИКОВ, депутат по избирательному округу № 11, директор ТОО «ЕвразКаспианСталь»:
- Если скажу, что благодаря депутату проблемные вопросы на моем избирательном участке решаются влет, слукавлю. Все помнят, что со времен социализма Костанай-2 жил на отшибе, и только 5-7 лет назад здесь что-то начали делать. Сделано немало, но и много еще предстоит. Мы планируем решение проблем, но жизнь диктует свои условия. Построен здесь новый Северо-западный район, по периметру имеется асфальтовая дорога. Проведены освещение, газоснабжение. Планируем закончить работы по газификации. На дороги нужны деньги, а их сегодня не то, что не хватает, их просто нет.
Но при всем том, я бы отметил, что многое зависит от самих жильцов, особенно в районе частного сектора. Гражданам иногда стоит самим выходить и наводить элементарно порядок и чистоту возле своих домов.
Нурлан МЕДЕТОВ, депутат по избирательному округу № 7, декан факультета информационных технологий КГУ им. А. Байтурсынова:
- Жителям КСК, думаю, жаловаться грех. За последние годы здесь появились спортивные площадки, делаются дороги. Чего стоит реконструкция ул. Герцена. Из-за того, что денег не хватает, пришлось перенести срок окончания реконструкции дороги. Планировали на 2015 год, будет закончена в 2016-м. Строительство дорог по другим улицам в ближайшее время не предвидится. Причина - нет денег. Вопросы тротуаров по ул. Каирбекова стояли, подавали мы заявки, но, похоже, их тоже не будет. Причина та же - отсутствии денег.
При планировании бюджета я акцентировал внимание на строительстве проезда к СШ № 3 от ул. Герцена, там 100 м приходится идти детям по лужам и грязи.
Алексей БОЙЧЕНКО, депутат по избирательному округу № 19, директор ТОО «TTS Reisen»:
- Проблемы, которые имеются в Красном Партизане, Дружбе, Ударнике, в городском маслихате знают. Это дороги, освещение, тротуары. В поселке Дружба дорог не будет, пока не закончатся работы по всем коммуникациям. И только потом там полностью будут сделаны дороги. Скорее всего это будет 2016 год.В прошлом году здесь и в п. Ударник появилось освещение. В Кунае и Ударнике были построены спортивные городки.
В этом году планируется закончить работы по освещению в п. Ударник, Красном Партизане и Кунае. Поэтому нельзя сказать, что окраины города остались без внимания.
Материалы номера