Отступление по всем продуктовым фронтам

Александра СЕРГАЗИНОВА, Галина ПЕТРЕНКО, ng@ng.kz

Вчера в РФ костанайцы тратили миллионы на машины, сегодня отвозят туда деньги на колбасу

Это еще один штрих в картину нашего приграничного сосуществования. И угроза очень чувствительному к кризисным ударам бизнесу - производству продуктов питания и торговле ими. У нас это, кстати, один из самых густонаселенных предпринимательских сегментов.

Аким области на одном из недавних совещаний дал задание вести еженедельный мониторинг цен, сравнивая местные продукты с российскими аналогами. Корреспонденты «НГ» решили внести свою лепту в сбор материала для анализа и принятия властью адекватных ситуации решений.

В Троицк - как в «Емшан»

На оптовых и розничных рынках, в небольших костанайских магазинах ситуация стала тревожной для предпринимателей уже в конце прошлого года. И становится хуже. Настолько, что хозяева точек задумываются, стоит ли вообще торговать, а значит, работать самим или предоставлять рабочие места, платить налоги...

- Не знаю, что делать: январь сработала с убытками, такая же ситуация в феврале. Есть надежда на мартовские праздники, но особой уверенности нет: слышим же, что то там, то тут на предприятиях людям задерживают зарплату, - признается владелица торговой точки на Центральном рынке Надежда Н. И приводит простые примеры.

Если раньше она в день брала на АО «Баян Сулу» до десяти ящиков конфет, то сегодня лишь один-два. Цена на продукцию местной кондитерской фабрики осталась прежней, в то время как конфеты российского и украинского производства подешевели.

У нас и свои примеры в тему имеются. Любимые детворой конфеты «Сникерс», «Баунти» в рознице стоят у нас 1 950 тенге за килограмм. В прошлом году их цена доходила до 2 300 тенге. То есть подешевели. Но в заграничных уральских магазинах их можно купить сейчас в пересчете на нашу валюту уже за 1 090 тенге, а на рынках и за 900 тенге.

В декабре прошлого года начали закрываться первые продуктовые точки на Складской. Картинка трехмесячной давности: в магазине, где народ отоваривался исключительно продуктами для себя, стали торговать кормом для собак и кошек. На вопрос, что случилось, хозяева отвечали, что их традиционного покупателя из села переманили крупные магазины. Их, мол, представители на машинах доставляют товар в глубинку, предлагают брать оптом.

В свою очередь, покупатели магазинов также меняют привычки. Народ едет на Урал и везет оттуда продукты. И себе, и на продажу кое-что.

- Везут все: от круп, хлеба, колбасных изделий, мяса птицы до красной рыбы, - признается пограничник на посту «Кайрак», к которому наш автомобиль добрался после семичасового ожидания 28 февраля.

Такая очередь была в минувшую субботу на выезд из Казахстана при том, что пик охотников за машинами уже прошел. Нейтральная полоса между двумя государствами была забита автомобилями. Казахстанским пограничникам на час пришлось остановить выпуск авто со своей территории, чтобы как-то разгрузилась нейтралка.

Знакомые признавались, что раз в две недели затаривают российскими продуктами вплоть до молочных три семьи. Намерены так поступать и впредь. Выгодно. Ситуация характерна не только для Костаная.

- Все мелкие магазины закупают товар на Складской, там сейчас обилие российских колбас, масла, сметаны, - рассказывает владелица двух магазинов предприниматель Гульжан БУЛЕГЕНОВА. - В рудненском магазине пользуется спросом российская продукция, она намного дешевле нашей. Например, очень хорошо берут вареные колбасы - «Озерскую», «Традиционную». Они и так недорогие, но с падением курса рубля еще подешевели. В Костанае, на мой взгляд, все-таки больше берут колбасы местного производства, думаю, выбор в первую очередь связан с кошельком покупателя.

В феврале Гульжан в свой костанайский магазин завезла 5 кило российского творога, но половину ей пришлось списать - жители областного центра особого интереса не проявили, а рудничане такой же разобрали.

Призывают брать наше

Нарастанию российского импорта мы в первую очередь противопоставили патриотизм. «Сделано в KZ» и «Покупайте казахстанское» - растяжки и таблички с этими лозунгами сегодня можно видеть в крупных магазинах Костаная. Честно говоря, ажиотажного спроса на казахстанские продукты там не наблюдается. Как и на рынках.

- Мало того что местная продукция, как правило, изрядно дороже, так еще и качество ее нередко оставляет желать лучшего, - признается индивидуальный предприниматель Гуля КЕНЕБАЕВА, которая на протяжении трех лет торгует на Центральном рынке.

В последнее время, по ее словам, участились жалобы покупателей на качество муки, да и гречку, макароны предпочитают не наши. Даже сахар, говорят, российский слаще. По словам Кенебаевой, только у риса казахстанского качество выше, его разбирают, как раньше.

Особая статья - курятина. Особая, потому что в Костанайской области в последнее время такое производство на подъеме. На Центральном рынке Костаная бройлеры из Чебаркуля стоят 450 тенге за килограмм, наши с ТОО «Жас канат» - 770 тенге. Что выбирает покупатель? Похожая ценовая ситуация со сметаной, творогом.

Сравнительную таблицу цен мы к этому материалу прикладываем.

Грустноватым итогом нашего контрольного среза стал хлеб. Вот уж чем мы вроде бы имеем право гордиться, все-таки зерно наших южных районов, мука из него - признанные улучшители при производстве хлебопродуктов.

На выходе из магазина «Тополек» мы опросили нескольких покупателей, которые приобрели именно российский хлеб, весьма недешевый. Говорят, берем и будем брать, потому что вкусный.

- Ни одна из моих поездок в Россию не обходится без покупки там хлеба, - признается жительница Костаная Ангелина КОНТАЕВА. - Он лучше по качеству, вкуснее, а ведь они пекут его из нашей муки. Значит, лучше наших это делают.

Кошельки есть у всех

Позиция покупателя, конечно, во многом определяющая в ситуации с нарастанием импорта. Но, как всегда, у правды много лиц. И та же супердешевая российская продукция высоким качеством похвастать никак не может. Тем более что сейчас такой у нас прибавилось. Все, наверно, видели, как в Костанае люди буквально с земли, с ящиков торгуют якобы сливочным маслом по 180 тенге за полкило, цветной сырковой массой в пластиковых контейнерах по смешной цене - все вообще без опознавательных знаков, этикеток, в какой-то кустарной упаковке. Это явный контрафакт, который свободно гуляет у нас.

И насчет ухудшения ситуации у наших переработчиков сельхозсырья у торговли мы ничуть не накручиваем. Например, директор ТОО «АФ «Ирина и К» Александр КОРЧИНСКИЙ сказал, что производство в компании, которая к тому же по выпуску мясных продуктов ориентирована на экспорт, снизилось на 70%. Фирма является многоотраслевой, но кризис сегодня, как известно, задел и строительную сферу, так что перераспределять внутренние резервы сложно.

Конечно, кошелек у каждого - у обывателя, у предпринимателя - вроде бы свой. Но не стоит забывать, что сидим все в одной лодке.

- Мы тоже ведем мониторинг ситуации, - сказал «НГ» начальник отдела международного и межрегионального сотрудничества Палаты предпринимателей Костанайской области Роберт ЮСУПОВ. - Предприятия, безусловно, я называть не буду, но по отраслям могу сказать. Да, нарастающие трудности испытывают местные производители мясной продукции, молочной. Еще две недели назад молочники делали выводы о том, что спрос на внутреннем рынке на их продукцию устойчивый, дальше он стал снижаться. К нам обращаются представители их отраслевых ассоциаций. Мы информацию анализируем, направляем в республиканский офис, формируем предложения. Работа по защите интересов нашего товаропроизводителя нужна точечная, по конкретным предприятиям.

То же самое на вопрос корреспондента «НГ» ответил и заместитель председателя правления Национальной палаты предпринимателей Нуржан АЛЬТАЕВ, который недавно приезжал в Костанайскую область, проводил как раз по антикризисной проблематике заседание Регионального совета.

Кстати, первое, что было предпринято Казахстаном в защиту своего производителя (речь не только о производителях продуктов) - попытка ввести ограничения на ввоз некоторых групп товаров. Но в условиях Евразийского экономического союза это не прошло.

- Есть другой формат, - заявил Альтаев. - Нашим предприятиям надо предоставить факты того, что в связи с завозом аналогичной продукции из РФ у него резко снизилось производство или продажи. И тогда по каждому такому предприятию НПП будет обсуждать с россиянами возможность каких-то ограничений на ввоз или иных сдерживающих мер. Но повторяю, предприниматели должны проявлять инициативу и переходить от эмоций к фактам и цифрам.

Альтаев назвал еще несколько инструментов, которые должны поддержать отечественный бизнес. Среди них введение внутренних неправительственных стандартов. Такими штуками россияне свой рынок уже защищают. Пояснил на примере завода по выпуску трансформаторов в ВКО. Прежде 70% их продукции шло на экспорт в РФ. Но соседи ввели стандарт, что корпус трансформатора должен иметь особое напыление, и отключили наших враз. Аналогичные меры сейчас разрабатываются в Казахстане.

Кроме того, в РК сейчас предпринимаются усилия, чтобы замкнуть закупки национальных компаний, крупных нефтяных, горнодобывающих предприятий на казахстанского производителя.

- Закупки госорганов в год составляют огромную сумму - около 1,5 трлн тенге, закупки только группы компаний «Самрук Казына» - 4,8 трлн тенге, - сказал Альтаев. - Тоже советую проявлять инициативу, изучить потребности и заявлять для начала нам, что вы производите нужный товар... Это касается в том числе и продовольственных товаров.

Клубок интересов

Мы спрашивали у предпринимателей, а чего хотят они, каких защитных мер? Отвечали, что планов та же НПП, правительство озвучили уже немало. Предприниматели в разного рода антикризисные разработки дали свои предложения. Хотелось бы, чтобы все это быстрее начало действовать. Время идет, каждый день приносит потери. И не только частным фирмам, но и бюджету.

Ну а пока каждый защищается как может, попутно, кстати, осложняя жизнь соседу. Примеры? Пожалуйста. «НГ» уже писала о проблемах с закупом молока на костанайских молочно-товарных фермах. Они связаны с тем, что переработчики в целях экономии ставку сделали на дешевое сухое молоко из той же РФ, Белоруссии. Производители мясопродуктов поступили похожим образом. В «НГ» есть информация, что люди, работающие по программе «Сыбага» не помогут пристроить сегодня в своей области хорошую говядину. Колбасные цеха не берут ее - затарились более дешевым сырьем в России. Так что наше экономическое хозяйство сегодня лихорадит с головы до пят.

Фото Николая СОЛОВЬЕВА, Александры СЕРГАЗИНОВОЙ 

Цены на основные продукты в Челябинской области (РФ) и Костанае*

Наименование

Цена в РФ

Российская продукция в Костанае

Местная продукция

Сахар, 1 кг

45 руб. (135 тнг)

145 тнг

145-160

Мука, 1 кг

38 руб. (114 тнг)

 

100

Молоко концентрированное

54 руб (162 тнг)

«Шадринское»

(1 б. 320 г)

160 тнг

«Шадринское» (1 б. 320 г)

184 тнг

«Айналайн» 1 б. 320 г)

Масло растительное, 1 л

49 руб. (147 тнг)

От 230 тнг

От 240 тенге

Макароны, упаковка

40 руб. (120 тнг)

«Макфа»

180 тнг

164 тнг

«Корона»

Рис, 1 кг

75 руб. (225 тнг)

250 тнг

250 тнг

Гречка, 1 кг

60 руб. (180 тнг)

250 тнг

230 тнг

Чай «Гринфилд»

75 руб. (225 тнг)

357 тнг

 

Яйца (десяток)

53 руб. (159 тнг)

180 тнг

От 179 -240

Куры, 1 кг

130 руб. (390 тнг)

(Чебаркуль)

450 тнг

(Чебаркуль)

770 тнг

«Жас канат»

Кефир, 0,5 л

30 руб. (90 тнг)

«Зорькин луг» 138

130 тнг

Творог 0,5 кг

75 руб. (225 тнг)

350 тнг

От 650 тнг

Конфеты «Сникерс» 1 кг.

364 руб. (1 092 тнг)

1 950 тнг

 

Сыр

392 руб. (1 176 тнг) («Российский»)

2 260 тнг
(«Российский»)

1 440
«Садчиковский»

Сгущенка

53 руб. (159 тнг)

200 тнг

320 («Айналайн»)

Капуста

39 руб. (117 тнг)

 

130 тнг

Картофель

От 27 руб. (81 тнг)

 

От 95 тнг

* Цены на продукты в РФ даны также в тенге, исходя из курса 1 руб. = 3 тенге

 

Чту нужно сделать, чтобы призыв «Покупай казахстанское!» заработал?

Владимир ДРАНЧУК, директор филиала Союза фермеров Казахстана:

- Отвечу в первую очередь как потребитель. Покупай казахстанское молоко - а сколько там казахстанского-то? Мы в СФК знаем, какие у людей проблемы с закупом. То есть от государства требуется, чтобы как можно скорей и реально заработали техрегламенты, и это - что касается качества продуктов - все расставит на места и у нас, и в российском импорте. Да и цены сбалансирует, потому что прибыль при переработке живого сырья - 20-30% всего. Но конечный продукт - молоко, а из сухого - только молочный напиток. Тогда люди будут осознанно выбирать. Вот простой ответ на ваш вопрос. То же касается мяса. Россияне в свое время искали в нашем мясе, не пуская на свой рынок, остаточные антибиотики. Сегодня от них ввозят скороспелое мясо, кто запрещает нашему уполномоченному органу взять пробы, исследовать на остаточные гормоны, антибиотики? Вот это грамотная поддержка своего бизнеса.

Петр СУХИНИН, директор Ассоциации содействия предпринимательской деятельности в Костанайской области:

- Да пути-то всего два - снижай цены на местное и повышай качество. Ничего мудреного. Ну вот давайте про цены. Наши говорят про высокую себестоимость произведенных товаров, которая не дает снижать цены. Но я вас уверяю, в себестоимости этой не только прямые затраты, но пресловутая социальная ответственность бизнеса и огромная маржа банков по кредитам даже в рамках государственной поддержки. Сейчас уже и «КазАгро» планку задрало, прямо как банки второго уровня. Подумать только, европейские банки кредитуют под 3-4 процента и счастливы, а наши, получая бесконечно поддержку от государства, в 3-5 раз процентную ставку бизнесу заряжают. Так что вот эта сегодняшняя ситуация на общем нашем рынке просто истинную казахстанскую картину обнажило. И если государство печется о выживании бизнеса в своей стране, должно именно по этим моментам навести порядок.

Айкын КОНУРОВ, мажилисмен, секретарь ЦК КНПК:

- Патриотизм за свой счет - это нереально. Сегодня каждый за товар, наш или не наш, голосует кошельком. На мой взгляд, есть два механизма, которые бы устроили и предпринимателей, выпускающих продукцию и потребителей. Во всем мире эффективно действуют программы потребительского спроса. То есть заводятся карточки, и людям, которым доход не позволяет приобретать необходимое количество продуктов питания, государство на эти карточки кладет какие-то деньги. Но отоварить их можно только продуктами отечественного производства. Такая честная схема. Вторая - субсидировать конечную продукцию непосредственно самим производителям наших продуктов питания. Но тут есть коррупционная составляющая. И потом у нас обычно после раздачи субсидий государство почему-то умывает руки. Хотя имеет право и обязано контролировать процесс ценообразования, если дает субсидии.

Сайран БУКАНОВ, директор ТОО «Каркен» Мендыкаринского района:

- Считаю лозунг «Покупайте казахстанское!» - хороший лозунг. Мы должны поддерживать своего производителя. А самое главное - потребитель должен заботиться о своем здоровье. У нас экологически чистое мясо, молоко. Действительно, цены чуть выше на продукты. А то, что себестоимость высокая у нашей продукции, это объяснимо. Влияет то, что в нашем регионе очень долгая зима, все расходы по электроэнергии, отоплению ложатся на себестоимость продукции.

На мой взгляд, сегодня производители должны думать над повышением производительности труда и за счет этого делать свой товар конкурентным относительно российского.