В поисках рода своего
Наталья ЗДОРОВЕЦ, архивист облгосархива
Тенденция: народ стал интересоваться своей родословной. Когда в наш скромный, но областной центр бывшей периферии царской империи на адрес областного архива приходят письма из столицы государства Российского с просьбой установить дату рождения в 1915 году Марии Викентьевны Будзько-Калиновской или факт бракосочетания Викентия Теофиловича с Натальей Телисфоровной в 1901 году, да ещё и цену обязуются «выставить» в любой иностранной валюте с любым требуемым количеством денежных знаков, то начинаешь уважать священников прошлого, сохранивших эти данные для нас.
Возможно, читатель удивится, что в наш быстрый век вполне реально отыскать данные о родившихся или бракосочетавшихся в 19-м столетии. Ничего удивительного. В областном архиве на хранении находятся метрические книги Кустанайского Свято-Николаевского собора, Михайло-Архангельской церкви, Константино-Еленинской церкви и других церквей и монастырей Кустанайского уезда православного вероисповедания. Они вполне сохранны, легко читаются и содержат в себе информацию о людях, давно умерших. Книги были переданы в государственный архив из загсов в 1995-м году и содержат в себе информацию метрического характера с 1883 по 1930-е годы.
Метриками ведала церковь
Начнем с того, что в дореволюционные времена запись актов гражданского состояния традиционно совершали священники. Что было вполне оправданно, ибо рождение, венчание и отпевание - любое из важнейших событий в жизни человека совершалось в церкви. Ею же и регистрировалось.
С приходом к власти советов Кустанайский отдел управления по гражданской регистрации запретил служителям всех религиозных культов города и уезда взимать любые сборы с прошений и заявлений, к ним поступающих. Вопросами гражданского состояния стали заниматься специально для этого созданные загсы. Но, как водится, приказы не всегда исполняются уже «завтра». Желающих зарегистрировать факты рождения, бракосочетания и смерти не в новомодном учреждении, а по старинке, по метрическим книгам, можно было встретить в церквях и в 1930 году.
Каждая метрическая книга состояла из трех частей: о родившихся, бракосочетавшихся и умерших. Открываем первую книгу, отпечатанную в Московской синодальной типографии, и читаем: «Метрическая книга дана из Оренбургской духовной консистории Тургайской области, города Ново-Николаевска священнику Василию Гилярову для записи родившихся, браком сочетавшихся и умерших на 1883 год».
В части первой о родившихся, разделённой на графы, записаны: пол родившегося, дата рождения и дата крещения, имя родившегося, имена, отчества и фамилии родителей, их звания и вероисповедания, затем следуют фамилии и звания «крёстных». В последней графе имя священника, совершавшего таинство.
О рождении
Первая запись гласит, что родившийся 5-го августа ребёнок при крещении 9-го августа получил имя Лаврентий. Родители его: поселенец п. Ново-Николаевска из Самарской губернии крестьянин Иван Степанович Калиненко и законная жена его Харитина Дмитриевна, оба православные. Крёстные из того же города: поселенец Павел Романович Мухортов и крестьянская жена Елена Стефановна Бородина. Совершал таинство крещения священник Василий Гиляров.
Все записи произведены очень аккуратно, без единой помарки, красивым, убористым почерком: хороший почерк в те времена был обязательной принадлежностью образованного человека и уж совершенно необходимым качеством официального лица. Ведь все документы такого рода в ту пору были рукописными. Скоропись, непонятный почерк неминуемо вели бы к ошибкам.
Из наиболее часто встречаемых имен упоминаются: Лаврентий, Евдокия, Евдоким, Параскева, Мария, Васса, Никифор, Максим, Марфа. С большой долей вероятности, все имена родившихся рекомендованы священником.
В конце августа итоговая запись священника свидетельствует, что мужского пола родившихся 21 человек, женского пола - 23 человека.
О бракосочетании
В части второй метрической книги записывались бракосочетавшиеся. Это самая тонкая по объему листов часть книги. Первой стоит графа с месяцем и числом совершения таинства, затем звание, имя, отчество, фамилия и вероисповедание жениха и которым по счёту браком он сочетается. Следующая графа указывает сколько лет жениху, затем - та же информация о невесте. После следует фамилия священника, совершавшего обряд, и далее фамилии поручителей, по нынешнему, свидетелей.
Из итоговой записи узнаём, что за 5 месяцев в конкретной церкви было совершено 21 бракосочетание. В основном люди, заключавшие браки, были очень молоды: от 18 до 22 лет. В большинстве своем женились ровесники. А совершал таинство тот же священник Гиляров.
О смерти
Самая объёмная часть метрической книги - об умерших. Первой стоит графа, указывающая пол, затем следует дата смерти и дата погребения с промежутком между ними в стандартные 2-3 дня. Звание, имя, отчество и фамилия умершего и следом графа, указывающая возраст умершего и причину смерти. Затем фамилия священника, принявшего исповедь. В последней графе отмечалось, где погребён и кто совершал погребение. В данном случае - это все тот же священник Василий Гиляров. Место погребения тоже у всех одно: Ново-Николаевское городское кладбище.
За 5 месяцев умерших мужчин было 90 человек, а женщин - 81 человек. Большей частью умирали дети в возрасте до одного года. Однако нередко встречаются умершие, которые дожили до 100 лет. Вот запись о том, что в 105 лет умерла мещанка г. Кустаная Надежда Ивановна Обухова.
Причины смерти по нынешним временам выглядят странно. Чаще всего в детском возрасте умирали от младенческой (судороги, независимо от их причины), оспы, поноса. Взрослое население умирало от лихорадки, чахотки, горячки, родов, паралича, старости и... от тоски! Так прямо и писали: умер от тоски.
Документ он и в храме документ
На последнем листе метрической книги все тем же аккуратным почерком священника записано, что пронумеровано 228 листов. Запись удостоверяется подписями члена консистории протоиерея Матвея Любочинова и столоначальника Афанасьева. А ещё ниже - красная сургучная печать Оренбургской духовной консистории, отчётливо сохранившаяся за 114 лет своего существования. Чтобы все было точно, без возможности подделки. Умели священнослужители вести учёт записей гражданского состояния народа достойно, одним словом «с душой». И чернила не выцвели, и страницы книг не истлели, давая возможность потомкам заглянуть и в историю края, и в историю своего рода.
Материалы номера