«Есть по Чуйскому тракту дорога...»

Галина КАТКОВА

Каким увидел Алтай с трассы веломарафона костанайский спортсмен

Когда участник 1200-километрового веломарафона «Чуйский тракт» Александр РУДЕВ, усталый, но довольной, возвращался домой, около Семеновки увидел коллегу. Человек, по виду японец, мерно крутил педали, его велосипед был навьючен всем необходимым в дальней дороге. Свой! Рудев остановился, поприветствовал, спросил, не надо ли помочь. И они разъехались. Один - чтобы уже в тот день увидеть много нового. Другой - выбирать себе маршрут следующего путешествия. Перед обоими - открытый мир.

Он, конечно, лежит и перед нами. Каждый выбирает свой способ его познания. Можно через туристические компании, авиаперелеты, купание в теплых нездешних морях и экскурсии. Но некоторые люди - и таких все больше - выбирают иные способы. Более энергичные, что ли.

«НГ» уже рассказывала в прошлом году, как двое костанайских спортсменов Сергей Карпенко и Александр Рудев приняли участие в веломарафоне «ТрансРоссия» протяженностью 3 500 км - крутили педали от Архангельска до Сочи.

А в этом году Александр «сбегал» на Алтай. Там,  впервые за Уралом, проводился супервеломарафон, организованный в соответствии с международными стандартами. Маршрут пролегал по красивейшим местам. И Рудев, найдя зимой в Интернете информацию об этом, не упустил возможность.

Тем более, что Алтаю он человек не чужой. Рудевы-старшие оттуда, и до сих пор в тех краях живут родственники. Вот нынешним летом Александр все удачно и совместил: посадил в машину маму, одну из дочек, загрузил велосипед, снаряжение. И держа в уме дату начала марафона, взял курс на Бийск.

- От Костаная до Бийска - 1700 км. Утром мы выехали, к вечеру добрались до Павлодара. Переночевали там. Утром отправились дальше, и после обеда были уже у родственников, - рассказывает Рудев. - Поселок Благовещенка - всего 200 км от Павлодара. Это уже Алтайский край. Там два дня погостили и проехали очередные 512 км до Бийска. Перед марафоном я успел по городу погулять. Там довольно интересно. Шукшинские же места. А Василий Макарович - один из моих любимых авторов и актеров. Трасса веломарафона проходила мимо его родины - села Сростки. Но так вышло, что я туда не заехал. А мама там побывала, фотографировала. Там музей есть. На горе Пикет - памятник Шукшину, сидит он босой, домашний... Я на маршруте музеев не посещал, но видел другие вещи. Даже на сам Чуйский тракт интересно было посмотреть, про который песня есть известная. По ее мотивам памятник поставили - знаменитый грузовик АМО Кольки Снегирева, который догонял по тракту «зеленого форда». На табличках, которые укреплены на постаменте, выбиты слова песни. Я сделал фото этого места с разных ракурсов. Ну а самые богатые впечатления у меня остались, конечно, от алтайских пейзажей. У нас в области тоже не пустыня, но виды довольно однообразные. А там - зелень буйная, местами просто могучая, горы. А река Катунь какая! Хоть и горная, но широкая. И очень бурная. 

В Катуни, признался Рудев, он так и не искупался. Не рискнул разгоряченным на маршруте прыгать в ее ледяные воды, хотя дома зимние купания практикует. Советует тем, кто соберется в путешествие по Алтаю, быть с этой порожистой красавицей осторожнее. Все-таки надо знать места, где в ней можно поплавать, затон какой-нибудь найти.

- Александр, слово «марафон» у людей обычно ассоциируется с работой до изнеможения. А вы фотографировали, красотами любовались...

- Тем не менее до финиша дошел. И время показал неплохое - 87 часов 38 минут, а по правилам веломарафона надо было уложиться в 90 часов. При этом я, пока ехал, успел и с людьми пообщаться, и на красивые места посмотреть, и фотографии сделать. Кто-то одну цель ставил - добиться максимального результата. У меня она была немного другая, - объясняет Александр. - Веломарафон для меня совместил все: и путешествие, и приключение, и отвлечение от будней.

Я попросила, чтобы «с этого места подробнее». Почему именно такой вид отдыха, а не комфортную дрему на горячем песке под шум средиземноморской волны в принципе выбирает человек?  

- Мы черноморской волной в прошлом году на финише марафона наслаждались. Но недолго, дня четыре. Больше - не интересно. Я пока такого пассивного отдыха не приемлю, - говорит Рудев, - ведь чтобы много лежать, надо сильно устать накануне. Но я, видимо, от жизни еще не очень утомился.

Тем не менее я упорствовала. Хотелось прояснить другую сторону вопроса, а насколько такой активный, нагрузочный отдых может подойти людям менее спортивным. Вот ездит, положим, человек из Затобольска в Костанай на работу. Этого достаточно, чтобы прокатиться на велике по Алтаю, какая техника предпочтительнее? 

- Я придумал поговорку «Каждый выбирает по себе - друзей, дорогу и велосипед». У меня, например, CUBE DELHI PRO DISK. Но можно на любом двигаться, лишь бы не развалился. Конечно, чем лучше техника, тем легче ехать, - взялся по порядку отвечать Рудев. - Если претендуешь на участие в организованных пробегах, должна быть подготовка, 3 500 км я наездил за сезон перед «Чуйским трактом». В прошлом году - вдвое больше, когда к более протяженному марафону готовился. Но это было слишком. Надоедает, ехать потом на маршруте неохота. Ну и, повторюсь, цели разные люди ставят, пускаясь в такие поездки...

Плюс организованного пробега - тебе на маршруте везде готовят «и стол, и дом», где можно поесть, нормально отдохнуть, переночевать. Рудев вспоминает, какая отличная баня была на одном из КП. Парился там дважды, баня для перетруженных мышц - отличное восстанавливающее средство. Говорит, на перегонах - а между пунктами ходу примерно 3-4 часа - почти не ел. Пил и поддерживал себя спортивным питанием, основу которого составляли электролитические компоненты, для восстановления минерально-солевого баланса в организме. А уж там, где останавливался основательно отдохнуть, организаторы обеспечивали прекрасное питание, просто ресторанное, как оценил Рудев.

Марафонцы ехали через два перевала, Семинский - высотой 1717 м, другой, Чике-Таман, - чуть ниже, 1295 м над уровнем моря. Но несмотря на то, что Александр - равнинный житель, горная болезнь о себе не напоминала. Кстати, он говорит, что и затяжные подъемы давались ему легко. Хоть тренировки дома проходили по трассам, где нет тягунов, серьезную дополнительную нагрузку обеспечивал вечный костанайский ветер.

Само собой, утверждать, что алтайский марафон был прогулкой с сачком за бабочками, язык не повернется. Тем, кто отправляется в велопутешествия, наш собеседник напоминает, что самыми уязвимыми обычно бывают колени, ахилловы сухожилия.

Но, в конце концов, можно же не ввязываться в пробеги, а катить по индивидуальной неспешной программе. Туристов на Алтае, по словам Александра, множество. Особенно автотуристов. Для них - дороги с хорошим покрытием, большое количество платных стоянок. Рудев, пока ехал, обратил внимание: где с дорожным полотном проблемы, там их очень быстро ликвидируют.

- Мне понравилось, что люди в тех краях стараются вести себя достойно. Очень чисто, нигде никакого мусора, - отметил Александр. - Возможно, потому что мы передвигались в основном по трассе федерального значения и видели ее окрестности. Но это же на протяжении сотен и сотен километров.

Намерен ли Александр и дальше участвовать в велопробегах? Говорит, обязательно. Он еще в этом году собирался включиться в марафон, трасса которого пролегает от устья до истока Волги, от Осташкова до Астрахани, красивый маршрут длиной 3 500 км. Но - не вышло. Рудев не огорчается. Есть другие. Например, 1200-километровый пробег «Вологда - Онега - Ладога» по русскому Северу. А еще хорошо бы попасть в марафоны по территории Украины, Белоруссии... Мир большой.

Фото Александра Рудева